«Патриотов» в нашем регионе «рожают» уже несколько последних лет – кто же не слышал, что есть такая народная акция? Правда, скептики почему-то постоянно отрицали саму возможность «патриотизма от рождения» (все-таки, День России – не знак Зодиака, и сам по себе никаких свойств личности придать не может), но вот теперь, оказывается, что напрасно. В регионе появился на свет «сиквел» нашумевшего сюжета. Он получил название «Воспитай патриота». Идейные вдохновители обеих программ полагают, что продолжение вполне закономерно и вышло в срок: дети, появившиеся на свет в ходе акции «Роди патриота», подрастают, и теперь необходимо думать об их воспитании.
Знать должен?
Патриотизм собираются воспитывать через «преодоление массового снижения уровня краеведческой культуры среди молодежи» (стало быть, отдельные проявления краеведческого равнодушия все-таки выкорчевывать не планируют, и на том спасибо). Потому что (цитирую) «дефицит знаний в области истории и традиций малой родины не лучшим образом сказывается на формировании нравственных, духовных и культурных ценностей, позволяющих подросткам занять определенную жизненную позицию». Непонятно только, как именно связаны история края и формирование жизненной позиции подрастающего поколения? Неужто снова собираются заставить молодежь делать свою жизнь по образу и подобию «идеального», кудрявого мальчика Володи Ульянова? Или пример лихого Дениса Давыдова заставит отроков больше стремиться служить в армии? А вдруг кто-то захочет стать бунтовщиком, как Степан Разин? Это ведь тоже страницы симбирской истории, а не только пасторальная Курочка Татарушка из сказок симбирянина Абрама Кузьмича Новопольцева…
Ведь, если ты патриот чего-либо (в том смысле, в каком это слово, скажем, любят применять к себе в США), то и историю сам изучишь, и гимн при случае без команды споешь гордо и громко. Только не потому, что тебе это внушили методом (снова цитирую) «патриотического образования». Ведь интерес к атрибутике своей родины (в которой человеку естественным образом живется хорошо и комфортно) – не побудительный мотив патриотизма, а его следствие, желание, возникшее ИЗНУТРИ. Изучение истории своего края не может быть обязанностью. Если хотите, это почетное право для счастливых и любознательных.
Гражданин… края
Что же предлагается будущим патриотам в рамках их воспитания? Вот, например, на днях губернатор лично провёл со старшеклассниками первый открытый урок «Какой будет Ульяновская область в 2020 году». Вероятно, футуристические картины будущего действительно способны вызвать прилив патриотизма у юных – авансом. Причем на встречу собрали не абы кого – лучших местных школьников: победителей олимпиад, соревнований, всероссийских конкурсов. Пусть сызмальства видят, что близость к власти – на самом деле престижно. Кстати, здесь же глава области заявил о решении учредить губернаторские стипендии для 100 лучших выпускников 11-х классов, показавших наивысшие результаты по ЕГЭ. Разве они не сделаются «патриотами»?
А вообще-то проект «Воспитай патриота» подразумевает прежде всего регулярное и массовое посещение музеев города школьниками всех возрастов. Он призван «кардинальным образом изменить ситуацию дефицита знаний в области истории и традиций «малой родины», сделать музейный потенциал Ульяновска востребованным». Снова вспоминаются советские годы, когда нас, учащихся средней (и в формальном, и в содержательном смысле слова) ульяновской школы гоняли в музейные культпоходы по обязаловке. После чего троечники не становились отличниками, двоечники оставались двоечниками, а школьные хулиганы не обзаводились белыми крыльями и не бросали свои «молодежные группировки» в угоду неожиданно обуявшей их поэзии. В общем-то, по большому счету, каждый в жизни всегда сам выбирает свой путь. Вне зависимости от проблем загруженности музеев…
Опять-таки странно насаждать патриотизм и традиции в пределах одного региона. Мир глобализуется, Европа объединяется, а нашим детям будет предложено изучать специфические традиции «поволжско-посурского края»? А если кто ощущает себя гражданином страны или, не приведи Господь, гражданином мира? Ограничивать таких принудительным краеведением?! А если кому-то ближе история по-настоящему старинных российских городов (идущая со времен Древней Руси) с их высокой духовной культурой, сохранившимися кремлями и куполами православных храмов? Без полуязыческой сущности нашей постбулгарской глубинки и вездесущей буквы «Ё». Кстати, особенно хороша с этой точки зрения предлагаемая в рамках проекта музейная экскурсия «Ё-моё»… Может, скоро еще лапти плести учиться будем да национальные песни под гармонь разучивать? В этом патриотизм?!
Страна-то большая!
В случае реализации проекта к 2011 году ВСЕ ШКОЛЫ города должны быть вовлечены в систему краеведческого и патриотического образования. Только вот «организация регулярного и массового посещения музеев города школьниками всех возрастов» читается как-то уж очень по-советски. А «воспитать чувство гордости за деятельность выдающихся земляков» – это что, новая промывка мозгов? Восторженность и идеализм в наше время – суть нежизнеспособность, оторванность от жизни, уязвимость. И зачем же «включать детей всех возрастов в различные виды деятельности по изучению традиций культуры и ремесленничества Симбирской губернии»? Назад в натуральное хозяйство стремимся, что ли, даже если ребенок городской? «Ввести в практику систему музейного абонемента» – по принудиловке? А ведь это не бесплатно, между прочим… В советское нерыночное время еще можно было как-то принуждать родителей школьников раскошеливаться в соответствии с идеологическими запросами государства, но сегодня-то совсем другая эпоха, как бы кому ни хотелось…
Вообще-то музеи нужно не навязывать, а рекламировать и пропагандировать. Чтобы школьники тянулись к ним сами. И опять-таки речь не должна идти о воспитании отдельного патриотизма некой малой родины. Патриотизм не может быть «малым» – вне общероссийского контекста. Равно как и снижение значимости духовных и культурных ценностей среди молодежи – вне культуры огромной страны, в которой мы живем…
София МОРЖОВА