Еще одна Победа симбирской драмы

Новую драматическую балладу «Не покидай меня» известного белорусского драматурга Алексея Дударева впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса. В преддверии 9 мая 2010 года к 65-летию Великой Победы число спектаклей, поставленных по этой пьесе в театрах на территории бывшего СССР, приблизилось к цифре 200. На этом фоне история о молодых девчонках-разведчицах, брошенных в самое пекло войны, премьера которой на Малой сцене Ульяновского областного театра драмы имени Гончарова состоялась в День Победы, не затерялась. В этом «А-Х» убедился, оказавшись в числе первых зрителей.

До Победы чуть меньше года. Объявлено о начале Белорусской наступательной операции. Четырех вчерашних школьниц отобрали для выполнения специального задания, связанного со смертельным риском. Они составят разведгруппу, которая должна проникнуть в тыл врага и, выявив наиболее сильное место в обороне противника, вызвать огонь на себя.

Командовать спецгруппой поручено едва оправившемуся после ранения фронтовику-разведчику капитану Михасеву. Встреча с этими «бойцами» повергает Михасева в ужас. «Штрафбат — дом отдыха по сравнению с вами!» — стонет боевой капитан…

Это все происходило в действительности летом 1944-го. Одна из участниц тех трагических событий военного лихолетья чудом осталась жива. По ее воспоминаниям Дударев написал «Не покидай меня», не скрывая, что перекличка с известным фильмом Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева налицо. У Дударева Михасев значительно старше своих «бойцов», он с ними как отец с четырьмя дочерьми. В белорусском театре, которым руководит драматург, капитана сыграл он сам. Постановщик ульяновского спектакля главный режиссер Димитровградского драмтеатра Георгий Макаров меняет акценты и без видимого напряжения превращает трагедию в светлый, романтичный и чистый романс. Тот самый романс, выученный разведчицами для концерта, который им предстоит дать еще уверенным в своей победе фрицам. Романс, давший название пьесе и спектаклю, в котором и романтика отношений этого любовного пятиугольника, и предчувствие чего-то страшного и великого.

Молодой актер Илья Поляков в роли вчерашнего учителя физики из-под Витебска, вынужденного стать профессиональным военным, искренен в своих переживаниях и раздражениях на девичьи шутки и совершенно неуместное на войне кокетство настолько, что грань в 65 лет между молодежью военного лихолетья и поколением NEXT оказывается даже не размытой, а стертой. Актрисы «спецразведгруппы» превращают каждая свою героиню в неповторимую индивидуальность. Младший лейтенант Вероника Кремис в исполнении Ольги Новицкой с ее инсомнией-бессонницей, после фашистского плена не спящая два года, в двух-трех штрихах рисует всю мистическую метафизику войны. Кажущуюся грубоватой простушкой а-ля «Фрося Бурлакова» Зину Батян Василя Султанова поднимает до космических высот некрасовских женщин из русских селений. Вероника Власова в роли целомудренной «панны» Ядвиги Гурской ассимилирует всю гордость народа-победителя, возводя ее в ранг национальной идеи. А Гузель Белоусова, играющая романтично-смешную поэтессу-интеллигентку Алю Ладысеву, становится живым символом несправедливости самого факта существования в условиях страшной войны дочерей, сестер, любимых…

Самостоятельным действующим лицом спектакля становится его оформление. Минимумом выразительных средств лауреат «Золотой маски» Дмитрий Аксенов добился того, что, не перегружая скромное сценическое пространство, антураж становится строгим, молчаливым, но при этом очень красноречивым свидетелем простого подвига вчерашних десятиклассниц. Здесь каждый предмет, кажется, поет девушкам-разведчицам гимн вечной юности и любви, побеждающей смерть.

Из зала после «Не покидай меня» сегодняшние ровесники персонажей спектакля выходят с лицами, которые не испортят ни PDA, ни айфоны с айподами. С лицами одухотворенных людей.

Артур АРТЕМОВ