Татьяна АЛЬФОНСКАЯ
Бывает же так: знаешь человека тысячу лет, пишешь о его ролях и спектаклях, а потом сядешь поговорить «за жизнь»… И получается, ты и не знал о нем стольких мелочей, которые в общем-то и составляют нашу жизнь…
Он один из самых востребованных актеров в Ульяновском театре драмы. Занят более чем в половине спектаклей нынешнего репертуара. Вполне закономерно, если учесть, что Михаил Петров почти 30 лет играет на ульяновской сцене. Наш театр – первый и единственный в его актерской биографии. О том, как переплетаются театр и жизнь, – наш разговор в закулисье.
Т.А.: Михаил, с тобой давно знакомы и давно не виделись. Как жизнь?
М.П.: Налаживается…
Т.А.: Ну наконец-то! Как за 50 перевалило… А в молодости как на этот вопрос отвечал?
М.П.: В советские времена говорил: зато я уверен в завтрашнем дне! Такой был пионерско-комсомольский задор.
Т.А.: Твои родители не имели отношения к театру. Откуда тяга к актерству?
М.П.: Когда я учился в суворовском училище в Питере, нас много возили по театрам. Вот и довозились. А насчет родителей… Отца я фактически не знал. Мне года не было, когда он ушел. Только видел несколько раз, когда был маленьким. Помню только, как он меня на ноге качал. А уже взрослым, встретил его и спросил: «Ты меня узнаешь?». Он сказал «нет», повернулся и ушел. Хотя, конечно, он меня узнал.
Т.А.: Отсутствие в детстве отца влияет на мужской характер?
М.П.: Есть риск вырасти маменькиным сынком. Я не стал только потому, что меня больше воспитывала бабушка, а она была железная женщина.
Т.А.: В каком возрасте актер может считать, что он состоялся в профессии?
М.П.: Ну я-то, например, никогда не бываю доволен собой. Но хорошо, что творческий процесс не заканчивается после премьеры. Идет внутренний репетиционный процесс – и на пятом, и на сотом спектакле. Спектакль меняется, ты набираешься житейской мудрости, постоянно ищешь что-то новое. В этом постоянном движении – смысл и кайф актерской профессии.
Т.А.: Творческие люди завистливы? Как не позавидовать, когда рядом с тобой на одной сцене актер работает талантливо, шикарно!
М.П.: Я могу позавидовать тому, что я так не умею играть. Или смогу сделать то же самое, но не так. Допустим, нет во мне такой хлестаковской легкости (кстати, Хлестакова я в дипломном спектакле играл). А сейчас груз жизни, что ли, давит…
Т.А.: Ты можешь обидеться на коллег?
М.П.: Я вообще обидчивый человек. И больше всего меня обижает хамство – и в театре, и в жизни. Когда не считаются с тобой, с твоим мнением. По сути это тоже самое, если тебя просто послали…
Т.А.: А самое большое разочарование за прошедшие 30 лет?
М.П.: Не сыграл Треплева в «Чайке». Только репетировал. А теперь время ушло.
Т.А.: Треплев – человек, раненный любовью. Это интересно играть?
М.П.: Он остался непонятым. Непонятым в творчестве. Непонятым любимой женщиной. Это мне хотелось тогда сыграть.
Т.А.: А есть такие роли о любви, которые играл с удовольствием?
М.П.: В спектакле «Заноза».
Т.А.: Это где ты играл любовь к женщине, к актрисе, которая намного старше твоего героя? И чем же эта роль зацепила?
М.П.: Мой герой влюбился в актрису, а не в реальную женщину. Представь себе: ты понимаешь, что делаешь человеку больно, и жалеешь, что так делаешь, а повернуть назад уже поздно. И душа рвется на куски…
Т.А.: Зрительницы считают, что на сцене ты хорош как герой-любовник. Согласен?
М.П.: Ну если они так считают – согласен. Для моих героев женщина – божество.
Т.А.: Да нет в жизни таких женщин, которых мужчины считают божеством!
М.П.: Есть. Я знаю…
Т.А.: Мне вообще кажется, актерство – это женская профессия.
М.П.: Вообще-то, во времена Шекспира не было женщин – актрис… А почему женская-то?
Т.А.: Ну актеры же каждый день лгут, притворяются. А женщины владеют этим виртуозно!
М.П.: Нет, ты неправа. Это не притворство. Попробуй прожить, к примеру, жизнь короля Лира, у которого сердце разорвалось! Невозможно поднять эту роль, если будешь просто притворяться. За что же тогда актер получает признание зрителей? Не за то, что он валяет дурака на сцене. А за то, что прожил за три часа жизнь и заставил всех плакать или смеяться. Мне нравится проживать чужие жизни. Играть то, что мне несвойственно в реальности.
Т.А.: А своя жизнь после всего этого не кажется скучной?
М.П.: Ну она же так разнообразна! До сих пор я веду театральную студию в ДК слепых, через год отметим 20-летие коллектива. Есть замечательная внучка Арина. Дочь Александра, актриса – очень хорошая. Это я не как отец говорю. Я смотрю ее работы придирчиво и оцениваю как профессионал.
Т.А.: Что тебя в ней больше всего восхищает?
М.П.: Она человек с невероятной силой воли.Сама себя воспитала. В провинциальных театрах – Саша в Набережных Челнах живет – знаешь, как «едят» друг друга? Она за год заставила себя уважать, а ей всего было 24. Не многим такое удается.
Т.А.: Ты человек спокойный, интеллигентный, терпимый – в общем, весь такой положительный. А есть черты характера, которые не нравятся в себе?
М.П.: Нерешительность. Долго раздумываю – сделать, не сделать? Говорят: лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть, что не сделал. Я – из вторых.
Т.А.: И о чем же больше всего жалеешь?
М.П.: Один мой друг, режиссер, царство ему небесное, говорил, что актер не должен работать в одном театре больше пяти лет. Надо ездить. Жалко, что в молодости не поездил, хотя возможность была. Теперь поздно. Да и не надо уже…