Ульяновскую школу закончил создатель самых мощных советских ракет, «засекреченный» ученый Борис Губанов.

Неожиданное открытие сделал краевед Сергей Петров, разыскивающий известных личностей, имеющих отношение к нашему краю. «Недавно по телеканалу «Культура» были показаны фильмы, посвященные выдающемуся отечественному конструктору самых больших в мире ракет Борису Губанову. Авторы фильма сосредоточились на его выдающихся достижениях, а о жизненном пути, по сути дела, ничего не рассказывали.

И вдруг через несколько недель после передачи мне позвонил участник Великой Отечественной войны, работавший в конструкторском бюро завода «Контактор», Борис Штрикман.

Он сказал, что когда-то кто-то рассказывал ему, что этот великий ученый жил в Ульяновске и окончил нашу школу», – рассказал нам Сергей Борисович.

Стоит сказать, имя Бориса Губанова малоизвестно, несмотря на несомненное признание его заслуг коллегами. Связано это со спецификой его деятельности – он всю жизнь работал на «оборонку», и его труд был засекречен.

Инженер, окончив в 1953 году Казанский авиационный институт, начал с создания ракет с ядерным зарядом. Он прошел ступеньки от инженера-конструктора до главного инженера, начальника и главного конструктора головного конструкторского подразделения КБ «Южное», а в 1972 году стал заместителем генерального конструктора КБ. В «Южном» Борис Губанов руководил созданием ракетного комплекса «Р36М». В 1975 году он был принят на вооружение и стал частью ракетноядерного щита СССР. Специалисты Пентагона и НАТО созданному в Советском Союзе комплексу дали кодовое название «Сатана».

А советское руководство тогда удостоило Бориса Губанова звания Героя Социалистического Труда. В 1982 году он был переведен в НПО «Энергия», где в должности первого заместителя генерального конструктора занялся работой над созданием многоразовой ракетно-космической системы. Через пять лет работы первый полет совершила сверхтяжелая ракета «Энергия». Это позволило перейти к испытаниям системы «Энергия-Буран» по проекту создания в СССР космического челнока «Буран». Увы, челнок не смог взлететь не из-за технических проблем, а из-за перестройки. Борис Губанов же продолжал работать над темой освоения космоса, он был действительнымчленом Международной академии астронавтики и членом секции АН России по проблемам освоения Марса.

Начав поиски следов Губанова в Ульяновске, первым делом краевед Сергей Петров обратился к энциклопедиям, но ни в одной из них не нашлось ни строчки о конструкторе, ведь его работа была секретной. Через отдел кадров НПО «Энергия» был получен телефон вдовы конструктора Нины Васильевны. Супруга Бориса Ивановича подтвердила, что его семья жила в Ульяновске, а за подробностями направила к сестре конструктора Людмиле Ивановне Губановой, которая живет в Санкт-Петербурге.

Людмила Ивановна и рассказала, что во время Великой Отечественной войны их отец Иван Губанов выполнял спецзадание в Монголии, а оттуда в 1946 году семья переехала в Ульяновск. Иван Павлович стал начальником областного управления связи, а дети пошли в школу. Школы тогда были раздельными – женскими и мужскими. Людмила ходила в женскую школу №2, а вот номера учебного заведения брата она не помнила. Пришлось его вычислять. Мужских школ в те годы в городе было немного, а Людмила училась на улице Льва Толстого.

Школа ее старшего брата должна была находиться неподалеку, ведь он провожал ее по утрам на учебу.

А рядом, как выяснилось, в то время располагалась школа №6. Догадка оказалась правильной. Когда краевед позвонил в школу, в ее архивах обнаружились документы о выдаче аттестата Борису Губанову и его выпускная фотография. Интересно, что в школе будущий конструктор не блистал знаниями. Он окончил учебу со средним аттестатом, по физике имел «четверку», а единственную «тройку» получил за географию.

После окончания школы Борис отправился учиться в Казань. Сейчас здание Казанского авиационного института украшает мемориальная доска с его именем. В Ульяновске же он бывал неоднократно – приезжал к родителям, которые прожили в нашем городе еще около 20 лет. Тогда, правда, ни родители, ни сестра, ни жена, ни уж тем более знакомые семьи не знали, чем занимается в КБ конструктор.

Теперь предстоит немалая исследовательская работа по поиску деталей о жизни Губановых в нашем городе. В школе №6, как нам рассказала ее директор Зоя Филатова, о конструкторе разместят информацию в музее, будут разыскивать его бывших одноклассников и знакомых. Аналогичным трудом намерен заняться и краевед Сергей Петров. Наверняка, в городе живет еще немало людей, помнящих приехавшую из Монголии семью Губановых. Результаты поисков могут быть самыми неожиданными. К примеру, взлетно-посадочная полоса аэропорта «Ульяновск-Восточный», насколько известно, проектировалась не только для взлета воздушных судов, но и космических «Буранов». Тех самых, над которыми работал Борис Губанов. Так что его связь с нашим городом после окончания школы не оборвалась.

Полина НЕЛИДОВА.