Вопрос о православной экспансии в школах Ульяновска поднят на федеральном уровне

Радик ШАЙМИЕВ

Допустима ли религиозная пропаганда в общеобразовательных учреждениях Ульяновска? Этот непростой вопрос стал предметом встречи, состоявшейся 13 мая в кабинете главного федерального инспектора по Ульяновской области Валерия Лазарева. Помимо самого Валерия Михайловича, на ней присутствовали заместитель мэра Олег Мидленко, начальник отдела образования Ульяновска Людмила Соломенко, директор третьей гимназии Инна Цветкова – они представляли позицию городских властей. От лица общественности, обеспокоенной засильем т.н. «православной культуры», держали слово имам центральной соборной мечети Ульяновска Рустам-хазрат Сафин, юрист Духовного управления мусульман Ульяновской области (а также мама одного из учеников Мариинки) Радмила Овчинникова и представители редакционного коллектива газеты «Закон и единство». Поводом для обсуждения стали неоднократные тематические публикации в нашей газете, а так же письмо, направленное нами федеральному инспектору. В нем сообщались следующие факты:

1) в третьей гимназии, государственном, и, по определению, светском учреждении образования, восстанавливается православная часовня;

2) Внутренние стены гимназии увешаны иконами и текстами православных молитв;

3) Бывший министр образования региона, а ныне заместитель мэра города Олег Мидленко в официальной позиции областных властей относительно происходящего высказал мысль о превосходстве русского народа над другими народами России, а также о том, что воспитание в духе православных традиций будет осуществляться в гимназии вне зависимости от национальности учеников.

Началось общение довольно тяжело: оппоненты демонстрировали полное непонимание наших аргументов (или нежелание их понять?). «На наших стенах не иконы, а картины художников!», – принялась отрицать очевидные факты (см. иллюстрации) Инна Цветкова. «Мы же не можем отрицать тот факт, что адмирал Ушаков был причислен к лику святых!», – а это уже Людмила Соломенко. К сожалению, и Валерий Лазарев поначалу не скрывал своего скептического отношения к нашим доводам: «Проблема мне кажется надуманной, вы занимаете излишне острую позицию». И только после детального разбора письма за подписью О. Мидленко, а также после бурной дискуссии по поводу основ светского государства, федеральный инспектор согласился, что формулировки письма являются некорректными, а в школах не должно быть икон. Обо всех подобных случаях г-н Лазарев попросил сообщать ему. «Нет! А что делать, если это воля родителей?», – возразила федеральному инспектору г-жа Соломенко. То есть фактически позиция управления образования мэрии осталась неизменной: иконам в школе место. Г-н Мидленко на протяжении всей беседы молчал – то ли от нерешительности, то ли очень серьезно задумался. Хотя ему, по логике вещей, и нужно было четко и ясно высказаться и по поводу своего письма, и по проблематике в целом.

Говорить о том, что в результате встречи были приняты какие-либо решения, не приходиться. Одновременно радует и беспокоит то, что проблема стала еще более явной. Беспокоит – потому что подобным тенденциям нет места в многонациональной России. Радует – потому что теперь с ними легче бороться. И мы очень надеемся, что г-н федеральный инспектор подтвердит делом свои слова о недопустимости религиозной пропаганды и нахождения предметов культа в общеобразовательных учреждениях. Ну а мы обещаем сообщать о подобных фактах. И начнем прямо сейчас с публикации фотографий из Мариинки. Если это не иконы, то что? Если текст молитвы в рамочке не призыв молиться, то как это воспринимать? Будем ждать скорого и объективного ответа.

P.S.: Прокуратура Ленинского района провела проверку помещений третьей гимназии на предмет нарушения принципов светскости образования и не нашла нарушений. Газета «Закон и единство» считает данные результаты ошибочными и собирается привлечь для ответа на этот вопрос независимых экспертов.

Справка

Отличие иконы от картины (Цитаты из книги С. В. Алексеева “Зримая истина”):

1. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. Можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы.

2. Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы имеют не перспективное – изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые.

3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней.

4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Золото на иконах – антитеза функции золота как символа земного богатства. Белый цвет – это цвет жертвенных животных. К примеру, – агнца. Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.