Государство, которое действительно думает о развитии, особое внимание уделяет образованию. Что же происходит в нашей стране, под безжалостным оком чиновников, наложивших свои удушающие руки не только на науку, но и на образование?

За восемь лет число школ сократилось на 13 тысяч, количество учеников – на 6 миллионов 700 тысяч, а учителей – на 342 тысячи. За 2003-2006 гг. закрыто 1900 сельских школ, а за 2007-2008 гг. – уже более 2600. Не приходиться и говорить о нищенской материальной базе большинства школ.

Практически полностью уничтожена система профессионально-технического образования. В стране острейший дефицит квалифицированных рабочих. Кто будет создавать новые образцы техники: чиновники Минфина? Или злобные прожектеры из Минобрнауки?

Изрядно подорвано высшее образование. Введение платной системы привело к снижению его уровня, к размыванию критериев отбора студентов. Обесценен и обессмыслен выбор профессии по призванию. Сегодня выбор профессии – это скорее выбор зарплаты или чиновничьего кресла.

В апреле 2010 года очередная волна “оптимизации” образовательных учреждений прокатилась и по нашему городу. 2 апреля 2010 года правительством Ульяновской области было подписано распоряжение “о реорганизации областных государственных образовательных учреждений”, суть которого сводилась к сокращению вдвое профессионально-технических училищ, оставив лишь 3 на весь город, в результате чего ликвидируются профессиональные учреждения №6, №9 и №14. Решение принималось, как это сегодня принято, без шума и без огласки, без обсуждения в городских выборных органах власти, а педагогические коллективы и учеников поставили перед фактом на 10 дней позже. Цель понятна – недостаточность финансирования, но на этом ли сегодня нам стоит экономить, ведь условный рубль экономии на образовании обернется завтра сотнями тысяч потерь в экономике города и страны в целом. Кроме того, несмотря на продолжающийся кризис, на промышленных предприятиях города острейший дефицит квалифицированных рабочих, а средний возраст работающих специалистов приближается к пенсионному возрасту. За последние 20 лет мы не создали ничего нового, и имеем “шанс” безвозвратно уничтожить всю систему профессионально-технического обучения. Конечно, проблем в системе предостаточно и наверное самая главная в том, что молодежь не желает идти в ПТУ, за годы “реформ” престиж рабочих специальностей сведен на нет, проще “купить” высшее образование и быть менеджером, продавая импортный ширпотреб, сидя в кресле у компьютера. Но думается мне, что кризис уже потихонечку излечивает нас от прежней эйфории, что все можно купить за границей, лишь продавая нефть и газ. Страна зашла в тупик. Это был вынужден признать даже Президент Медведев. Он прямо заявил, что сырьевая модель не годится и надо проводить срочную модернизацию, и формировать новую кадровую плеяду.

Научно-технический прогресс широким шагом шагает по всему миру. Что во всех отношениях гармоничное развитие общества становится возможным только в том случае, если высок общий уровень образования населения, если идут мощные долгосрочные инвестиции в систему образования, и на этой базе развивается экономика и повышается уровень жизни. Только вот департамент по образованию Ульяновской области считает по-другому. Один из руководителей министерства образования области в репортаже местному телевидению так пояснил происходящее: “ педагогический колледж примет в свои ряды обучающихся из шестого училища, да и к тому же ввиду демографической ситуации база шестого училища заполнена на одну треть”. Из уст людей, которым мы доверили наше будущее, данный комментарий звучит как минимум недальновидно.

К примеру Китай сегодня тратит на науку и образование до 30% бюджета, а в бразильской конституции написано, что 25% бюджета штатов и 18% федеральных расходов должны идти на образование.

Обращу внимание вот на что. На итоговом заседании Президиума Госсовета по реализации национальных проектов и демографической политике 25 декабря 2007 года тогда еще кандидат в президенты, первый вице-премьер Правительства Дмитрий Медведев заявил, что «свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны и ее перспективы». Прекрасная фраза, достойная аплодисментов. Но давайте трезво посмотрим на цифры. В трехлетнем федеральном бюджете расходы на образование увеличиваются крайне незначительно – менее чем на 20% за три года. Причем рост расходов на силовые структуры, исключая армию, будет больше почти на 45%. Или возьмем нацпроект «Образование». В 2008 году будет выделено 43 млрд. рублей, в 2009 году – 21 млрд. А к 2009 году из нацпроекта вообще исключены важнейшие направления, на которые требуются регулярные расходы.

Выходит, что нацпроект – образование полностью сворачивается и видимо был нужен просто для достижения политических задач, а сегодняшняя ситуация с ликвидацией училищ очередной раз заставляет задуматься о российской образовательной политике, точнее о ее отсутствии.

Профсоюзный комитет работников ПТУ №6 обратился к губернатору области C.И. Морозову с требованием пересмотреть распоряжение об оптимизации образовательной системы. Учителей поддерживает областной комитет КПРФ, родители, учащиеся и многие промышленные предприятия города.

Главный инженер ОАО”Ульяновский механический завод №2” Алексей Рябов