Неожиданный гость пожаловал этой весной в один из дворов в райцентре Майна. Крупное животное во дворе хозяева заметили однажды вечером. Зверь поспешно удалился под сени. Ночью в доме из-под пола стало слышно, будто кто-то пилит дерево. Что необычные звуки производит бобр, стало понятно на следующий вечер, когда зверь уже без стеснения вышел погулять в огород. За несколько дней он подружился с собакой и пожил в ее конуре, наделал дыр в доме и хозяйственных постройках. Но когда владельцы попорченного имущества почти смирились с необычным жильцом, бобр гостеприимный двор покинул.

За последние несколько десятилетий в регионе значительно выросла численность бобров, объясняет эту историю доцент кафедры зоологии УлГПУ, кандидат биологических наук Вячеслав Михеев. Животные размножились настолько, что в селах не стесняются приближаться к людям, а в Ульяновске не обращают внимания на плохую экологию и заселяют берега Свияги.

Перед рассказом о бобрах нужно определиться с терминами. Правильное название животного – «бобр», уточняет зоолог. Просящийся же на язык «бобер» – термин не безобидный. Им обозначают не само животное, а его шкурку с ценным мехом. Не менее ценной считается бобровая струя – пахучая жидкость, которой зверь метит территорию и которую люди используют в медицинских и даже парфюмерных целях.

Шкурки, бобровая струя и мясо несколько раз чуть было не сгубили этих животных в наших краях, да и во всей стране. Бобры на грани уничтожения в России оказались к 1917 году. В 1920-м их начали расселять и охранять. Впрочем, к 1970-м их в Ульяновской области снова практически не осталось. Тогда, рассказывает Вячеслав Михеев, животных к нам подселяли из соседней Мордовии и неблизкой Белоруссии.

Вселенные бобры развернуться на новом месте смогли в 1990-е годы.

Тогда с падением сельскохозяйственного и промышленного производства начала очищаться вода в реках, а охотничий промысел стал менее организованным. Итог можно наблюдать в наши дни. Конечно, случившийся в Майне приход бобра к людям – явление единичное. Скорее всего, объясняет Вячеслав Михеев, это был холостяк, который отделился от семьи и искал себе новое место. По суше бобры могут проходить километр-два, хотя передвигаются по земле они с трудом. Зато у воды равных им нет.

Живут они обычно семьями. Семья состоит из самки, самца и их потомства прошлого и нынешнего годов. Численность ее может достигать 10-15 особей. При этом бобры – очень организованные животные. К примеру, при постройке плотины у каждого члена семьи есть своя задача. А при возведении больших плотин могут объединяться несколько семей, живущих на одном водоеме.

Плотины нужны бобрам, чтобы с меньшими усилиями доставлять по воде к жилищам спиленные деревья (бобры именно «пилят» деревья- это еще один термин) и чтобы повышать уровень воды. Необходимо это для благополучной зимовки – ходы в норы бобры делают под водой, поэтому им нужны водоемы, не промерзающие до дна. Впрочем, у глубокой и более быстрой реки бобры могут и не затруднять себя строительством плотин. Они просто устраивают нору под берегом с несколькими входами. «Охотники рассказывают: идешь вдоль реки, и рядом холмик, а из вершины пар клубится. Это бобры норку вырыли и разрыхлили почву наверху, чтобы вентиляция была», – рассказывает о привычках животных зоолог.

Зима для бобров – важное время, на январь у них приходится брачный период. Питаются зимой животные запасенными с лета веточками. Добывание их – одно из главных занятий для бобров. Именно ради веточек с вершины они подгрызают огромные деревья. Со стволом сантиметров в 5-10 бобр справляется за несколько минут, а большое дерево валит за ночь.

Увидеть последствия работы бобров можно и в черте Ульяновска. За последние годы животные расплодились на Свияге, и практически любые приличные заросли у реки полны следов их погрызов. Интересно наблюдать и сам процесс пилки. «Верхние резцы они втыкают в дерево, а нижними водят как пилой», – рассказывает Вячеслав Михеев.

Зубы, как и сильные лапы, служат бобрам и для защиты. Хищники им практически не опасны. А вот хвост, кроме того что он помогает плавать, у бобров является еще и сигнализацией. Когда бобр замечает опасность, он хлопает хвостом по воде. Звук разносится по водоему очень далеко, и тревожный сигнал слышат все бобры в округе.

На Свияге Вячеславу Михееву пришлось однажды наблюдать, как выплывший на поверхность бобр предупреждал таким образом своих сородичей. Увидеть бобра в черте города, говорит зоолог, могут и другие ульяновцы. Ждать выхода животных стоит ближе к вечеру – они ведут ночной образ жизни. Зрелище стоит ожидания – рост среднего бобра составляет около метра, а весит он 30-35 килограммов.

Свияжская грязная вода портит бобрам шерстку, но в целом на их здоровье сильно не влияет. А вот экологии они приносят большую пользу.

«Они очень полезны для околоводных животных и растений. Когда подтапливают территорию, делают запруды, повышается обеспеченность водой, лес снабжается влагой, на разливы прилетают утки, приносят икру – рыба появляется, обогащается вся фауна», – объясняет зоолог. Правда, нередко в экспедициях в сельские районы ульяновским зоологам в последнее время приходится выслушивать жалобы на бобров. Их Вячеслав Михеев не очень понимает: «Говорят, мешают, огороды топят. Но если огород низко у реки, так он и в половодье затопится – какая разница. Нельзя же все на бобров сваливать. Ведь это здорово, что такие огромные животные живут рядом с человеком».

Автор: Лидия Пехтерева