Павел СЕВЕРОВ

Практически каждую зиму котельные, работающие на мазуте, в Ульяновской области функционируют на грани чрезвычайных происшествий. Часто ЧП становятся реальностью. Однако отнюдь не недостаток финансов или технические причины являются основой мазутной проблемы. Причинами ЧП чаще всего становится человеческий фактор. Прежде всего, этим человеческим фактором являются чиновники, излишне бурная деятельность которых слишком часто направлена не в ту сторону, в которую хотелось бы налогоплательщику. Поговорим о пяти последних отопительных сезонах.

Без мазута – как без воды

Накануне отопительного сезона 2005-2006 гг. в Москве забили тревогу, предсказывая Ульяновску проблемы. Замминистра регионального развития федерального правитель-ства В. Аверченко в числе наиболее проблемных регионов назвал Ульяновскую область. Дело в том, что рост цен на нефтепродукты, в частности мазут, не был предусмотрен при принятии бюджетов Ульяновска и районов области на текущий год.

С наступлением сильных холодов выяснилось, что в области запаса мазута имеется только на трое суток. Согласно нормам, необходимо иметь запас на 30 суток. Холодной зимой 2005-2006-го чиновничья экономия обернулась дополнительными расходами для бюджета в 60-70 млн. рублей, поскольку пришлось срочно докупать недостающее количество мазута, а цены к этому времени выросли. В течение сезона за сутки только по Ульяновску фиксировались 250-260 ситуаций, связанных с отключением теплоснабжения, электроэнергии и горячей воды. В одном из домов в Засвияжье тепла не было более суток. Жильцы, опасаясь за здоровье детей, ночью вызывали такси и уезжали к родственникам. В школах начались незапланированные каникулы. Даже 26 января 2006 г., когда температура воздуха была в пределах минус 10 градусов, занятия в школах отменили, поскольку не хватало топлива для котельных. Мэр Сергей Ермаков просил горожан не стирать белье в машинках и рассказывал, что сам он дома ходит в фуфайке.

Попались!Ну и что?

Ежегодно кампания по заготовке мазута на зимний отопительный сезон выливается в лихорадочную суету чиновников от ЖКХ. Посуетившись, создав видимость бурной деятельности, чиновники потом обращаются в правительство области с ультимативными требованиями срочно изыскать дополнительные средства, поскольку своих средств на закупку топлива для котельных муниципалитеты не имеют, а зима уже на пороге.

В 2007 г. губернатор Сергей Морозов попытался переломить ситуацию и потребовал, чтобы закупки были произведены до 1 сентября. Из запланированных на покупку мазута в бюджете 58 млн. рублей к 20 августа топливо было приобретено лишь на 17 млн. рублей, или на 30%. Стало ясно, что причина заключается отнюдь не в отсутствии денег.

В сентябре, когда начинаются кампании по закупке мазута, он дорожает. Чем ближе наступление холодов, тем выше цена топлива. Например, в 2007 г. деньги для приобретения топлива на зиму в бюджете были заложены из расчета 6 тыс. рублей за тонну мазута. К январю 2008 г. цена на мазут поднялась до 10 тыс. рублей.

Если в регионе завтра могут грянуть холода, то к цене и качеству мазута никто придираться не будет. За тот же мазут приходится платить вдвое. Разница идет в карманы перекупщиков-поставщиков. Не остаются в накладе и чиновники. Конечно, им приходится ужом вертеться, оттягивая до последней крайности закупки, терпеть начальственные «громы и молнии» на свои головы. Но им к таким передрягам не привыкать. Зато потом они в полной мере компенсируют собственные нервные издержки, получив свою долю в виде «откатов».

Бюджет как дойная корова

В 2007 г. чиновники от ЖКХ заявили, что деньги, выделенные из бюджета на закупку мазута, были потрачены на расчеты за прошлый сезон. Они понимали, что областные власти никуда не денутся и выделят дополнительные средства. Не замерзать же людям! И продолжали извлекать выгоду из любой ситуации.

Ранее для котельных области осуществлялись вагонные поставки мазута с сызранского и новокуйбышевского нефтеперерабатывающих заводов. Тогда его отпускали без предоплаты. Потом оба завода были проданы Роснефти, которая возит мазут за границу. Российским потребителям топливо отпускается исключительно на условии предоплаты. Коммунальщики, знавшие об этом, не стали искать вариант решения проблемы с заводами. Им это не нужно. Они понимали, что областные власти все равно выделят им дополнительные средства на закупку мазута. Но его цена уже существенно подрастет. А поставщики чиновникам, несомненно, будут благодарны.

Инзенское ЧП

Показательным результатом жуликоватости чиновников стало ЧП, которое произошло в Инзе 3 декабря 2007 г. Тогда в городе из-за отсутствия топлива встали сразу две котельные. Причина тривиальна: инзенские власти не оплатили мазут, ранее поставленный из Барыша. А ведь деньги на его приобретение были заложены в бюджет. При этом, если власти ряда районов, как, например, Тереньгульского, оправдывают отсутствие запасов топлива отсутствием у них нефтехранилищ, то в Инзе имеется одно из самых крупных нефтехранилищ в области. Только зачем оно районным властям? Все равно постоянно пустое. Или оно заполнено чьим-то чужим топливом? Или чиновники выжидали время для заполнения нефтехранилища более дорогим мазутом с «откатом» в свою пользу? Подтверждением их безнаказанности стало то, что в январе 2010 г. в Инзе котельная ¹2 опять встала. Причина – некачественный мазут и малое его количество.

Инзенское ЧП не просто досадное недоразумение. Практически во всех районах области вместо месячного запаса на начало декабря 2007 г. имелось мазута от 7 до 17% от необходимой нормы. Когда ударили первые морозы, многие котельные работали «с колес». В следующем сезоне ситуация не изменилась. К началу отопительного сезона 2008 г. запас мазута в области составлял 6 тыс. тонн, или 19% от потребности.

Чуфаровское ЧП

29 октября 2009 г. в 22 часа в Чуфарово Вешкаймского района прекратила работу котельная. В домах местных жителей, в больнице, в школе уже на следующее утро температура не превышала 14 градусов. Причиной остановки котельной стал мазут, в котором было сверхнормативное содержание парафина. В результате парафиновой пробкой оказался забитым участок трубы длинной в 50-60 метров. Чтобы прочистить этот участок вручную, коммунальщики потратили большое количество дизтоплива, мазута и времени. Тепло в дома чуфаровцев начало поступать только 2 ноября.

Власти Вешкаймского района происшествие откровенно проспали. И.о. главы администрации района Александр Назаров появился на объекте лишь спустя несколько часов после аварии, несмотря на то, что о происходящем он узнал одним из первых. Позже, когда стало ясно, что кому-то все равно придется отвечать за аварию и за длительный срок ликвидации последствий, оказалось, что практически все районное начальство находится на больничных.

Характерная деталь: когда во время совещания стало ясно, что нужно идти в котельную и на месте разобраться с происходящим, Назаров первым делом полюбопытствовал, очень ли там грязно и нужно ли ему переодеваться? Главное – костюмчик не запачкать.

Момент истины для власти

К концу отопительного сезона 2009-2010 гг. в области вновь сложилась тревожная ситуация с запасами мазута для котельных. В конце марта в Барышском районе имелся запас на 11 суток, в Вешкаймском – на 8, в Карсунском – на 3, в Инзенском – на 2, а всего по области – в среднем на 7 суток. А ведь до окончания отопительного сезона оставались еще несколько недель.

У областного правительства и новых властей Ульяновска впереди есть три месяца, чтобы все-таки переломить ситуацию. Вот только смогут ли они за три месяца решить мазутную проблему, которую не смогли решить за пять прошедших лет? Или областное ЖКХ в предстоящем отопительном сезоне вновь поскользнется на мазутной теме?