19 мая исполнилось 5 лет со дня вступления в силу нового Устава Ульяновской области

Георгий Кузнецов

К сожалению, мало кто из ульяновцев может назвать главный правовой акт по которому живет область. Об истории создания Устава региона, о его «жизни» и развитии рассказывает один из непосредственных авторов-разработчиков и первого, и второго Уставов области Валерий Захаров.

Согласно Конституции РФ 1993 года, принятие Устава предписывалось каждому субъекту страны. По сути, это основной региональный государственно-правовой акт, принимаемый субъектом самостоятельно и устанавливающий экономические и финансовые основы данного субъекта, систему органов его государственной власти и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и т.д. С принятием Устава наша область немного подзадержалась, так как региональный представительский орган – Законодательное собрание – появился у нас только в конце 1995 года. Но уже в сентябре 1996-го, постановлением № 10/98 первый созыв регионального парламента утвердил Устав области. Надо сказать, что первый Устав разрабатывался нами с чистого листа. Не было опыта депутатской деятельности на региональном уровне, фактически не было даже регионального законодательства. Именно поэтому в первой редакции было достаточно «лишнего», как, например, автоматически переписанные некоторые федеральные законы.

Поэтому, когда в начале 2005 года только что избранный губернатором Сергей Морозов выступил с инициативой о создании нового Устава, его предложение было принято с пониманием. За два месяца специальная комиссия, в которую вошли депутаты ЗСО, юристы, учёные и представители исполнительной власти подготовила проект, который и был утвержден 19 мая постановлением областного парламента № 31/311. Главными новациями Устава стало введение новой должности главы региона – губернатор, вместо главы администрации области, и появление новой главной структуры исполнительной власти – правительства области во главе с председателем. Правда, последняя должность была без восторга воспринята федералами, и, несмотря на то, что регион имел на это полное право, в апреле 2006 года в Устав были внесены поправки (в Устав вносятся именно поправки, а не изменения, как в законы), совместившие должность председателя правительства с должностью губернатора. Кстати, создание самого правительства позволило серьезно улучшить работу исполнительной власти. Вместо полутора десятков заместителей первого лица у нас появились министры и директора департаментов с четко расписанными обязанностями и зонами ответственности.

Необходимо сказать, что Устав, как и все российское законодательство постоянно совершенствуется. В первый Устав за неполный десяток лет было внесено 13 поправок, во второй, на сегодняшний день, 15. Все они связаны с новыми федеральными веяниями, как, к примеру, понижение планки кворума на заседаниях ЗСО с 2/3 списочного состава до 50 процентов, или изменение системы выборов с мажоритарной на смешанную, когда половина депутатского корпуса избирается по партийным спискам.

Борис ЗОТОВ, Председатель Законодательного собрания Ульяновской области.

– Конституция Российской Федерации требует, чтобы в каждом субъекте нашей страны деятельность органов государственной власти регулировалась Уставами. Подобный документ был принят и в Ульяновской области. Но он не является чем-то неизменным, неприкасаемой догмой. Развитие российской государственности, политической системы страны требует изменений в региональные уставы, в том числе и в документ Ульяновской области. В частности, в послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию были сформулированы предложения по совершенствованию политической системы страны, согласно которым расширяются возможности законодательных органов власти. В частности, у депутатов Законодательного собрания появилась возможность заслушивать отчет министров регионального правительства. Возрастает роль депутатов региональных парламентов и в связи с изменениями правил выбора высших должностных лиц субъектов РФ. Все эти новшества находят свое отражение в Уставе.