Региональный проект «Новый учитель для новой школы» призван решить важнейшую задачу — превратить Ульяновский педагогический университет в межрегиональный Центр подготовки и переподготовки педагогических кадров

Это позволит отстоять вуз в условиях возросшей конкуренции на общероссийском уровне, сохранив его независимость. Насколько реальны эти планы?

В последние несколько лет все большему количеству вузов из периферии грозит вероятность закрытия или расформирования в филиалы. В эту категорию попадает и Ульяновский государственный педагогический университет. Однако областная власть не намерена сдаваться без боя. Специалисты регионального минобразования и сотрудники педуниверситета разработали проект «Новый учитель для новой школы»: создание в Ульяновской области интегрированного научно-образовательного комплекса. Об этом проекте «НГ» рассказала заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина.

— Почему мы задумались об этом? Сравните сами: в 2008 году мы имели в области 11 000 выпускников 11-х классов, в 2009-м — около

10 000, в этом — около 6 000. Эта тенденция будет сохраняться до 2012 года, когда количество выпускников упадет до 5 тысяч человек, а потом до 2020 года оно будет держаться на одном уровне даже при том, что начальная школа становится полноценной. Поэтому в перспективе мы можем остаться без абитуриентов. Такая же ситуация во всех регионах, поэтому в Минобразования РФ и рассматривается вопрос о том, что какие-то периферийные вузы станут филиалами центральных, а какие-то и закроются. Допустить возможность того, чтобы мы остались без высшего образования, нельзя — это будет катастрофа. Поэтому губернатор поставил задачу рассмотреть возможность развития высшего и среднего профессионального образования в целом в нашей области. В первую очередь мы озаботились судьбой именно педагогического образования.

— В чем суть этого проекта?

— В Ульяновской области есть пять средних специальных педагогических учреждений. Это Ульяновский социально-педагогический колледж, ульяновский педагогический колледж №4, Ульяновский музыкально-педагогический колледж, Сенгилеевский педагогический колледж и Ульяновский техникум олимпийского резерва. Столько средних специальных учреждений нет ни в одной области и республике ПФО. Объединив их и институт повышения квалификации и переподготовки работников образования на базе УлГПУ, мы создадим условия для непрерывного профессионального образования. Кроме того, мы заговорили об интернатуре. То есть по образцу медвузов мы хотим выйти на схему, когда выпускник получит диплом только после работы в педагогическом учреждении. Это очень здорово и для становления профессиональных качеств, и для того, чтобы закрепить кадры на местах. Федеральное правительство для этого уже разрабатывает нормативно-правовую базу.

— Эта схема — продолжить образование после училища в вузе и обновить знания в институте усовершенствования учителей — работала и раньше, и сейчас работает. В чем же принципиальное новаторство проекта?

— Раньше они работали сами по себе, каждый по своим планам. После выпуска у каждого была задача — трудоустроить ребят, но где — неважно. А новый комплекс будет обеспечен единым государственным заданием — будет ясно, какие именно специалисты востребованы, сколько, кого и по каким специальностям нужно переобучить.

— Как отнеслись к этому проекту в Москве?

— Мы презентовали проект в администрации президента, в Минобразования РФ, в комитете по образованию Госдумы и получили полноценную поддержку, потому что это апробирование того, что в ближайшее время должно происходить в целом на территории России. Но для того чтобы проект заработал именно в Ульяновской области, мы должны выиграть конкурс. Сейчас готовятся документы для участия в нем. У нас хорошая материальная база и методологическая основа. Самое главное, сейчас наши «лаборатории» разрабатывают такие направления, как кадетское казачье образование, работа с одаренными детьми. В России никто не готовит руководителей — лидеров общественных движений. Много социокультурных центров, объединивших под одной крышей библиотеки, фапы, клубы, детсады и школы, и этими новыми структурами тоже надо уметь руководить. В связи с новыми стандартами мы многое будем требовать от школьника, но этим стандартам должен соответствовать и новый учитель. Специалисты федерального Минобразования утверждают, что учитель со средним образованием станет большой редкостью. Он должен будет иметь высшее образование, владеть интернет-технологиями, компьютерными технологиями, иностранным языком.

— Спасет ли этот проект УлГПУ?

— Все это и делается для того, чтобы сохранить пед-университет. Если мы сейчас этого не сделаем, то судьба его будет такая: либо от него останется один факультет при УлГУ, либо он станет филиалом какого-либо вуза. Какого — московского, самарского, казанского или другого, — определит Минобразования РФ. Мы стремимся к тому, чтобы сохранить самостоятельный вуз. И сохранить его не так: вцепиться и насмерть стоять — пусть будет таким, какой он есть. Мы предлагаем современный комплекс по подготовке кадров.

Анна ШКОЛЬНАЯ