Один день кинофестиваля имени Валентины Леонтьевой был посвящён «авиационной» тематике

По синей «красной дорожке»

В среду в Ульяновске состоялось открытие, пожалуй, самого ожидаемого кинособытия региона – фестиваля им. Валентины Леонтьевой «От всей души». По звёздной дорожке (которая, к слову, была не красной, как многие предполагали, а синей) в этот день прошлись звезды российского кино и телевидения. Многие из них побывали в нашем городе впервые.

Юная «хозяйка» мероприятия – президент фестиваля Вероника Лысакова – появилась перед ульяновской публикой первой. Корреспонденту «УП» молодая актриса рассказала, что во всех поездках её сопровождает мама, и этот раз не стал исключением. «Мне было бы очень тяжело без её поддержки, тем более в такой ответственный день, как сегодня», – поделилась с нами Вероника.

Вслед за президентом фестиваля на церемонии открытия появились актриса Татьяна Яковенко, оператор Дмитрий Мишин, режиссёр Ольга Жулина, телеведущий Глеб Скороходов. С неизменной гитарой в руках по звёздной дорожке прошёл «самый детский» композитор Григорий Гладков. Особенно тепло ульяновцы встретили своего земляка – режиссёра Владимира Потапова, который привёз на малую родину свой новый фильм «Банщик президента, или Пасечник Вселенной». Но самым долгожданным для ульяноцев было появление на дорожке двух Светлан – Крючковой и Дружининой.

– Низкий поклон ульяновцам за то, что они не только сохраняют, но и продлевают память о замечательном человеке – Валентине Леонтьевой, – открывая фестиваль, заметила Крючкова. – Это редчайший случай, поверьте мне!

В подарок ульяновской публике Светлана Крючкова исполнила песню из «Большой перемены», и даже внезапно пропавшая музыка не помешала актрисе закончить номер. «Настоящему артисту нужны только зритель, кофе и микрофон. А есть аккомпанемент или нет – уже не важно», – сказала она.

Коллега Крючковой Светлана Дружинина ответила на овации ульяновцев улыбкой и воздушными поцелуями. «Наверное, я действительно сделала что-то такое, что пришлось вам по душе», – скромно заметила она.

Якубович укротил «Касатика»…

Как только известный шоумен Леонид Якубович, прибывший в наш город для проведения вечера памяти Валентины Леонтьевой, ступил на ульяновскую землю в аэропорту «Ульяновск – Центральный», то тут же, не заезжая в гостиницу и даже не позавтракав, отправился на летный полигон Ульяновского училища гражданской авиации в Белом Ключе. Там Леонид Аркадьевич сел за штурвал самолета М-12 (известного также как «Касатик») и в сопровождении инструктора поднялся в воздух.

Следует заметить, что впервые Якубович попробовал себя в качестве пилота более пятнадцати лет назад и за это время успел посидеть за штурвалом самых разнообразных моделей самолетов. Наш «Касатик» артисту очень понравился.

– Ну вот я и укололся! – объявил Якубович после полета. – Замечательный аппаратик, очень легко держится в воздухе, легко управляется. Очень приятно полетали над Волгой. Кстати, это был не просто полет, а акция в поддержку малой авиации в Ульяновске. Авиация, в том числе и малая, двигает всю науку, и очень жаль, что сейчас ей уделяют недостаточно внимания.

До начала вечера Леонид Аркадьевич успел очень много. Кроме полета на «Касатике», он пообщался с руководством аэропорта «Ульяновск – Восточный» и достиг предварительной договоренности о проведении в Ульяновске в День авиации выездной сессии шоу «Поле чудес», посвященного малой авиации. А на брифинге сообщил журналистам, почему так и не вышла в прокат вторая часть сериала про летчиц с его участием «Русские амазонки»:

– Сейчас считается, что фильмы про авиацию должны обязательно включать какие-нибудь летные происшествия или, не дай бог, катастрофы. «Экипаж» Александра Митты – прекрасный фильм, но, наверное, часть его прелести в том, что он был первый в этом жанре. Сейчас этих фильмов-катастроф развелось столько… Я в этом участвовать не хочу.

– А что вы хотите?

– Хочу уехать на необитаемый остров, никого не видеть и не слышать и наконец дописать там свою вторую книгу.

…а Скороходов привёз неизвестную песню Утёсова

Известного киноведа, журналиста и ведущего телепередач Глеба Скороходова перед визитом в наш город проинструктировали четко:

– Сказали: «Ульяновск – это авиационная столица, тема должна быть соответствующей». Я еще удивился: знал, что в вашем городе, который Симбирск раньше назывался, Ленин родился, но самолеты..? Засекречено, что ли, раньше было?

Так что творческая встреча с Глебом Анатольевичем называлась «Первым делом – самолеты» и была посвящена авиации в советском и российском кино. Скороходов пересмотрел массу литературы, кино- и фотоматериалов и нашел очень интересные факты, которые впервые были обнародованы именно на вчерашней встрече. Например, в самом первом советском фильме об авиации, снятом в 1935 году, который назывался «Летчики», главного героя сыграл актер Борис Щукин, который потом стал «Лениным № 1» советского кинематографа. Из-за ленинского имиджа он даже попал под запрет сниматься в других ролях: ну как может вождь мирового пролетариата играть кого-то еще?

Вообще советский кинематограф и то, что стало впоследствии именоваться эстрадой, по мнению Глеба Анатольевича, – сплошная загадка. Например, все знают песню Клавдии Шульженко «Синий платочек». И практически никто не в курсе, что из этой песни исчез целый куплет. На встрече Скороходов продемонстрировал уникальную запись 1942 года, где песня звучит целиком. Вырезанный куплет начинается так:

Кончится время лихое,

С радостной вестью приду.

Снова дорогу

К милой порогу

Я без ошибки найду.

– Что такого крамольного в этих строчках? – удивляется киновел. – Почему их вырезали? Загадка…

Настоящим сюрпризом стала и неизвестная песня Леонида Утесова «По перронам и вокзалам», которую совершенно случайно удалось разыскать в военном киножурнале. Больше не существует ни одной записи этой песни, ни даже упоминания о ней. В Ульяновске она прозвучала впервые.

Впрочем, оказалось, что ульяновцы, в свою очередь, преподнесли свой сюрприз киноведу. На встрече шла речь и о фильме «Истребители», вышедшем в 1939 году. В зале оказался человек, у которого в этом фильме в эпизодической роли снялся родной дед. Он был не артистом, а летчиком, и в 1942 году был сбит под Можайском.

После встречи мы спросили у Глеба Анатольевича, почему его знаменитую программу «В поисках утраченного» сейчас нельзя увидеть на основных каналах.

– Спросы сейчас другие, – горько улыбнулся киновед. – Приведу пример. Несколько лет назад мы с Алексеем Баталовым замыслили программу – «Великолепная семерка». В основу была положена идея показать семь женщин-актрис, с которыми на съемочной площадке работал Баталов. Начиная с Татьяны Самойловой («Летят журавли») и заканчивая Верой Алентовой («Москва слезам не верит»). Решили, что о каждой из партнерш он будет говорить, и каждая, в свою очередь, расскажет о совместных съемках. Я отнес заявку на часовую программу, которая как нельзя лучше подходила к Международному женскому дню, руководству одного из каналов. И вскоре нам ответили: «Нет, это пресно. Нам этого не надо». Баталов съязвил: «Ну, понятно! Если бы ты, Глеб, написал сценарий о том, как я переспал со всеми семью женщинами и при этом одной сделал ребенка, другая себе вскрыла вены, у третьей поехала крыша, а четвертая по ночам ломает мою дверь, то тогда бы тебе дали «зеленый свет». Сказали бы: «То-то будет рейтинг!» Меня действительно очень волнует, что рассказ народного артиста СССР Алексея Баталова (фильм с участием которого, к слову, получил «Оскара») сегодня уже не представляет интереса для российского ТВ! Скверный анекдот.

Оксана Моисеева, Анастасия Ерёмина