II ОТКРЫТЫЙ фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души» подарил ульяновцам множество незабываемых встреч. 30 мая в рамках форума в Торжественном зале Ульяновской областной научной библиотеки имени В. И. Ленина прошел «круглый стол» по теме «Добро и зло в современном кинематографе» с участием известного киноведа, культуролога Кирилла Разлогова

В «круглом столе» также участвовали: Анна Маркеш Карвалейру, начальник отдела департамента культуры и архивного дела Ульяновской области; Маис Дадашов, замдиректора ТЮЗа; Борис Склярук, заслуженный художник России; Сергей Петров, краевед; Елена Сергеева, заведующая музеем современного изобразительного искусства; артисты областного драматического театра и ТЮЗа, студенты, представители СМИ.

Кирилл Разлогов, начиная встречу, призвал к диалогу «на равных», поскольку самым главным, интересным и по-настоящему важным, на его взгляд, является живой диалог режиссера, критика, актера и зрителя, а не продолжительный’ монолог «столичного мэтра».

Артем Зайцев, актер драматического театра: «Оправданна ли жестокость на экране? Жестокость и насилие — во имя чего? Нашумевший сериал «Школа» молодого режиссера Валерии Гай Германики, что это — социальное кино, реальная действительность, неоправданная и неподконтрольная жестокость на экране или продуманный пиар-ход? Кому, собственно, адресована «Школа» — школьникам, учителям, родителям?».

Кирилл Разлогов адресовал вопрос аудитории. Мнения разделились: от полного неприятия сериала до неожиданного пожелания поставить жестокость, как непременный атрибут высокого искусства, на пьедестал и снять «по-настоящему жесткое кино о жестокости».

— У меня была хорошая школа, хорошее детство, — сказала, к примеру, актриса ТЮЗа. — Это есть не у всех. Но многим детям не нравится, их нервирует, зачем показывают на экране то, что и так есть в жизни. Когда нет позитива, все от этого становятся только хуже. Это беспощадно, резко и больно.

Разлогов рассмотрел проблему в плане соотношения художественного вымысла и реальности. Жизнь на экране, отраженная жизнь и жизнь реальная — не одно и то же. Каждый режиссер так же, как и писатель, имеет право на художественный домысел. От реальности мы должны лишь оттолкнуться, чтобы, создав обобщенный образ, обозначить проблему не в частностях, а глобально. Кирилл привел в пример фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» и фильм советского времени «Есения». Важен эффект сопереживания.

По мнению ведущего, разговор о сериале да и вообще о соотношении жестокости и доброты в любом виде искусства — это разговор о цензуре. Каждый человек и общество в целом должны устанавливать для себя некие границы для того, чтобы «не сойти с рельсов».

Разговор коснулся проблем соотношения жестокости и законов эстетики в кинематографе.

— Кино социальное и эстетическое, «другое кино» — все-таки разные вещи, — заметила Анна Карвалейру. — Кино — это все-таки искусство, и оно должно возвышаться и возвышать человека над повседневной реальностью. Мне показалось, что это не похоже на правду (кинофильмы «Все умрут, а я останусь», «Школа» Гай Германики).

Новое направление дискуссии задало выступление заслуженного художника России, члена Ульяновской региональной организации «Союз художников России» Бориса Склярука. Борис Николаевич напомнил аудитории о двух эстетиках: древнегреческой, налагавшей строгий запрет на демонстрацию насилия на сцене, и римской, изобилующей кровавыми боями гладиаторов, смертельными поединками человека и зверя. По его мнению, российскому искусству предстоит определиться в выборе своего пути.

Разлогов поддержал мнение Склярука: «Суть проблемы выражена. Вопрос в том, как это оценивать. Ограничения, как известно, работают не всегда».

В чем причины засилья жестокости в современном искусстве? Возможно, в утрате веры, веры в доброту. Собравшиеся вспомнили «Белое солнце пустыни», «Утомленные солнцем», комедии Рязанова и Гайдая, на которых выросли целые поколения… К сожалению, их время ушло. Современный отечественный кинематограф представляет так называемая «новая русская волна», режиссеры, дебютировавшие на Московских международных кинофестивалях последних лет.

Подводя итог «круглого стола», Кирилл Разлогов призвал собравшихся «быть не слишком жестокими к жестокости и не слишком добрыми к доброте». Каждый зритель должен иметь возможность получать разные типы удовольствий, но и знать свою меру — искусство не должно приносить вред. Поэтому фестивальная программа и личная программа зрителя должны напоминать искусно составленное меню, где каждый вкус обязательно оттенен и дополнен так, что трапеза и насытит, и порадует, и удивит. А значит, «всякое нужно, главное, чтоб хотелось!».

ДЛЯ СПРАВКИ:

Кирилл Эмильевич Разлогов, один из самых авторитетных кинокритиков России, культуролог, киновед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России. Директор Российского института культурологии Министерства культуры РФ. Директор программ Московского международного кинофестиваля с 1999 года. Автор книг: «Орсон Уэллс» (1975), «Коммерция и творчество: враги или союзники» (1992), «Первый век кино» (1998), а также автор более 400 статей по вопросам культуры и искусства, опубликованных в России и за рубежом. Автор и ведущий телевизионных программ о кино: «Киномарафон» (1993-1995), «Век кино» (1994-1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001-2002), «Культ кино» (с 2001 года по настоящее время).