Прокуратура Ульяновской области выявила более полутора тысяч нарушений бюджетного законодательства

Виктор Никитин

Прокуратурой региона систематически проводятся проверки исполнения органами государственной власти и местного самоуправления бюджетного законодательства. Результаты неутешительны — с начала года выявлено около полутора тысяч нарушений, допущенных чиновниками на различных стадиях бюджетного процесса.

Прокурорская практика показывает, что порядок надо наводить прежде всего в деятельности муниципальных органов финансового контроля. Их бездеятельность не поддаётся никаким оценкам. Доказательства? Извольте видеть.

Контрольно-счётной комиссией Совета депутатов Карсунского района в правоохранительные органы не было направлено ни одного материала для оценки действий виновных должностных лиц.

В Новомалыклинском районе контрольно-ревизионные комиссии (КРК) при органах местного самоуправления сельских поселений работали только на бумаге. Если говорить более конкретно, то не проводили проверки законности при расходовании средств местных бюджетов и не осуществляли экспертизу проектов о бюджетах на 2010 год. С какой целью создавались такие комиссии, остаётся только гадать.

Далеко пошли КРК при представительных органах местного самоуправления всех без исключения сельских поселений Чердаклинского района. Они попросту уклонились от экспертизы проектов не только местных бюджетов, но и всех иных правовых актов в сфере бюджетного законодательства.

Сегодня говорят, что в этих районах нарушения устраняются. Может быть, и так. Непонятно только, почему надо было ждать, когда в дело вмешается прокуратура. И до какого времени устраняются нарушения: до следующей проверки? Интересная получается ситуация: органы финансового контроля на местах начинают работать только тогда, когда их подстегнёт другой надзорно-контрольный орган — прокуратура.

За каждой КРК, известно, контролёра не поставишь. Похоже, они этим пользуются сполна. В сельских поселениях Новоспасского, Радищевского, Барышского, Вешкаймского, Карсунского, Николаевского, Сурского, Сенгилеевского и Тереньгульского районов работа идёт спустя рукава. Не разработан порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, их утверждения, исполнения, контроля за исполнением. В равной степени отсутствует документ о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда местных администраций. Не разработан порядок определения размера части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Сказанное в полной мере относится к порядку предоставления муниципальных гарантий и разработки проекта социально-экономического развития муниципальных образований. Проще говоря, налицо та самая мутная водичка, в которой можно ловить любую финансовую рыбку.

Потребовалось вмешательство прокурора области, чтобы отменить приказ регионального департамента соцзащиты населения, которым это ведомство, превышая полномочия, наделило само себя правами главного администратора доходов областного бюджета.

Глава администрации Майнского городского поселения, видимо, пылая патриотическими чувствами, издал постановление о выделении бюджетных средств на финансирование премий победителям конкурсных мероприятий. Вот только забыл «сущую мелочь»: не указал в постановлении данные об источниках и порядке осуществления таких расходов. Прокуратура оказалась тут как тут. Пришлось приводить документ в соответствие с законом. Интересно было бы спросить: а есть ли в штате администрации юрист? Почему он смотрел «мимо закона»?

Мягко говоря, проявили нерадивость администрации некоторых поселений в Николаевском и Базарносызганском районах. При подготовке проектов бюджета на текущий год «забыли» про прогноз социально-экономического развития и среднесрочный финансовый план на соответствующий период. А это уже нарушение закона.

А вот вам «частный» пример.

Житель села Лебяжье Старокулаткинского района представил куда следует фиктивный договор купли-продажи дома и незаконно получил под него из бюджета социальные выплаты, предназначенные для приобретения жилья в сельской местности. С жителем всё ясно: красиво жить не запретишь. Вот только куда смотрели «держатели бюджетных денег»? Неужели оказались не в состоянии отличить фальшивку от подлинника? Впрочем, отвечать на эти и многие другие вопросы они будут следователю, потому как возбуждено уголовное дело но факту мошенничества.

Если говорить в целом о результатах прокурорской проверки, выявлено более полутора тысяч нарушений. Опротестовано 118 незаконных правовых актов. Предъявлено в суды 62 исковых заявления.

Мы часто задаёмся вопросом: «Куда уходят наши деньги?» Спросить бы об этом тех, кто призван контролировать и пресекать, но сам оказался «под колпаком» прокуратуры. Интересно, что бы они ответили?