Валерий Ш. – ветеран Вооруженных Сил, офицер запаса, а ныне преподаватель ОБЖ в одном из лицеев Ульяновска. Десять лет назад он работал в средней школе, что в северной части города. Коллектив был дружный, уважали друг друга. Поэтому никто не удивился, когда к нескольким учителям, директору школы обратились их коллеги, преподаватели физкультуры, муж и жена И-вы. И попросили выступить поручителями за кредиты в ульяновских банках. Кредиты были от 100 до 500 тысяч рублей, но никого это обстоятельство не насторожило. И-вых считали порядочными людьми, они были на виду, поэтому никому даже в голову не пришло отказать или подумать, что тут есть подвох. Супруги И-вы выдали каждому поручителю расписку о том, что кредит погасят сами, а поручитель к этим деньгам отношения иметь не будет. И действительно, первые два-три месяца И-вы исправно платили деньги. А потом прекратили. Все три года кредиторы слышат от них бесконечные клятвы и обещания деньги вернуть. Но это только на словах.
– За три года я «свой» кредит на 108 тысяч рублей практически погасил, – рассказывает Валерий Ш. – Каждые три месяца выплачиваю банку почти шесть тысяч рублей. Хорошо, что хоть я и мои взрослые дети работаем, я еще пенсию военную получаю. Имею возможность платить. А у директора школы, бывшего моего коллеги, тоже кредитора, арестовали квартиру, банковские счета. Как мы, собратья по несчастью, позже выяснили, эти И-вы совершали аферы с квартирами, внуку для этого инвалидность сделали. Очередь из кредиторов составляет девять человек. Все были поручителями в разных банках. Сейчас всплыл еще один эпизод по кредиту в 300 тысяч рублей.
Что-то неладное Валерий Ш. почувствовал только спустя полтора года, как стал поручителем. Верил И-вым до последнего. Потом терпение лопнуло, обратился в суд и прокуратуру. В прокуратуре его делом заниматься не стали, так как отнесли это к гражданскому производству. А суд принял решение в пользу банка.
Валерий Ш. должен перед ним окончательно погасить «свой» кредит и только потом предъявить регрессивный иск И-вым.
– Что теперь с них возьмешь, – возмущается Валерий Ш. – Жена официально безработная. Муж, кстати, так и продолжает преподавать физкультуру в этой же школе.
Получает где-то 10-11 тысяч рублей, пять тысяч из них уходят на погашение кредитов. А когда он их погасит, если в очереди 11 кредиторов? Мошенничество И-вым инкриминировать не хотят. В суде и прокуратуре говорят, что, мол, это ваши дела, сами разбирайтесь.
Разочарованный нашим судом Валерий Ш. намерен добиваться правды в Страсбургском. Россия – первая среди всех стран мира по числу поданных в Страсбург исков. Ну, хоть в чем-то мы первые, в первую очередь, кажется, и по числу обманутых.
Наталья Жидких