Путешествие кинокритика Кирилла Разлогова из Канн в Карсун

Кирилл Разлогов тоже наш! «НГ» стало известно о карсунских корнях кинокритика и телеведущего.

— Я не собирался превращать свою поездку в паломничество в Карсун, — рассказал он «НГ», — хотя знал, что Симбирск — родные места для одной из ветвей моего генеалогического древа по материнской линии. В штабе фестиваля я услышал знакомое название — Карсун, куда должен был ехать Боря Грачевский. Что-то у меня в памяти зашевелилось. Я позвонил маме, и она подтвердила, что в Карсуне жили последние годы своей жизни прадед и прабабка. И что в Ульяновске живет старенькая уже приемная дочь моей бабушки Алла. Аллочку я отыскал. Прадед мой Юрий Благовещенский был православным священником, служил в приходской церкви в Сухом Карсуне. А когда начались гонения на веру, его дети увезли подальше от репрессий в райцентр Карсун. В Сухом Карсуне я пообщался со старожилами. Они показали мне место, где стоял дом прадеда, и школу, возведенную на месте церкви, в которой он служил. Так причудливым образом судьба впервые подарила мне шанс побывать на родине моих предков. И я этому искренне рад. Все оказалось именно так, как в детстве рассказывала мне мама: такая же чудесная природа, такие же искренние, добрые люди.

— В ночь закрытия ульяновского фестиваля Первый канал показал последнюю серию последнего сезона самого нашумевшего телепроекта последних лет — «Остаться в живых». В чем, по-вашему, секрет успеха этого американского сериала?

— Его успех строится на постоянном обновлении тайн и вопросов по поводу того, что происходит. С другой стороны, высокое качество исполнения. Оттого, что происходило на острове, зрелище стало значительно ярче. В массовой культуре качество зависит от того, насколько точно уловлен алгоритм успеха. Этот сериал уловил его.

— Можете ли вы привести конкретные примеры настоящего качественного семейного кино?

— Если принять во внимание, что семейный кинематограф — это фильмы, равно интересные и родителям, и детям, то самым ярким в этом смысле примером был и остается пока «Гарри Поттер…» .

— Но ведь киношная «поттериана» — это в первую очередь сильный литературный первоисточник…

— А если убрать литературные первоисточники и в мировом, и в отечественном кино, то ничего не останется. В основе большинства блокбастеров — сценарии, 90 процентов которых написаны по успешным литературным произведениям. Те, которые вкладывают деньги в кино, не хотят неоправданных рисков. Нужна гарантия сборов. Поэтому им выгоднее опираться на уже известные и успешные произведения мировой литературы. Оригинальный сценарий равноценного успеха будущей картине однозначно не принесет.

— Кто и по какой причине подвинул вашу телепрограмму «Культ кино» на канале «Культура» на столь позднее время — ближе к полуночи?

— Действительно это несколько неудобно, когда программу зрители еще в силах досмотреть, а на фильме, как правило, засыпают. Просто на канал пришло новое руководство, которое слабо представляет себе, что делать с «Культом кино». То мне говорят, что зрителям нужны шокирующие фильмы, которые никто, кроме умалишенных смотреть не будет. То требуют Антониони, Феллини, Висконти. Плюс политика «Культуры», направленная на снижение цен. Из-за этого мы не смогли договориться по деньгам с продюсерами и показать «Изгнание» Звягинцева. О каких культовых фильмах в таких условиях может идти речь? Я знаю, чего хочу я. И знаю, чего хочет «культурное» начальство — и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Так не бывает. Поэтому, хотя в планах на следующий сезон моя программа стоит, я не уверен, что зрители ее осенью увидят.

— А что сегодня с российской кинокритикой вообще?

— У нее все «нормально». Кинокритикой в России сегодня в основном считается переписывание пресс-релизов кинокомпаний. Появились критика самовыражения и критика самоутверждения. Бои в кинокритической среде стали особенно впечатляющими. Развернутая гильдией кинокритиков «военная» кампания против Никиты Михалкова и его «Утомленных солнцем-2» — наиболее яркий тому пример. Тут каждый изгаляется как может. Но влияние критики на кинопроцесс минимальное. Настоящие кинокритики либо пишут в Интернете, либо сливаются с кинопроцессом, совмещая свою деятельность с работой сразу в нескольких прокатных компаниях или на кинофестивалях.

— А вы не считаете «УС-2» провалом?

— Давайте так: в этом фильме много сумбура, ощущение, что Никита Сергеевич не довел фильм до логичного конца. Мне субъективно категорически не нравится, как играет Надя Михалкова. Но, прекрасно зная Михалкова, у меня остается ощущение, что его новый фильм — неожиданное, заведомо изощренное режиссерское решение большого и настоящего художника, ошибочно принятое за неумелое линейное повествование. Это спорное произведение, но не провал, безусловно. И третий фильм наверняка это докажет.

— Какие фильмы вы готовы пересматривать по многу раз не профессионально, а из зрительского интереса?

— Их немного. Иностранные — «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Касабланка». А из наших: «Подкидыш», «Иронию судьбы…» Эльдара Рязанова и фильм «Третья Мещанская».

Ярослав ЩЕДРОВ