НЫНЧЕ в моде космополитизм. Люди, словно перекати-поле, свободно разъезжают по миру, живут в одном месте, работают в другом, оседают в третьем… Что следует сделать, чтобы, как говорится в пословице, «где родился, там и сгодился»? В Ульяновской области над этим вопросом начали задумываться давно. Одним из первых шагов, мер, которые призваны остановить отток населения, воспитать в людях чувства гордости за свой край, подвигнуть сделать что-то на благо малой Родины, стала программа «Воспитай патриота!». О том, что это за программа и каким образом в регионе вообще планируют «выращивать» патриотов, мы беседуем со специалистом министерства образования Ульяновской области Галиной Юдиной

— Галина Дмитриевна, подоплека создания программы понятна, а что она в себя включает?

— Вы говорите, что подоплека понятна, но я все же позволю себе остановиться на некоторых понятийных моментах, если вы не против. Что такое патриотизм вообще? Это то, что связано со страной, народом, нацией, Отечеством, большой и малой Родиной; это нравственный и политический принципы, социальное чувство, выраженное в любви к Родине. В Послании президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года я нашла такую цитату, которая, как мне кажется, ярко подтверждает это определение: «Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом».

— А что, программа «Воспитай патриота!» сможет это сделать?

— Надеемся, что частично — да. Мы все видим, что в последние годы внимание к деятельности, связанной с созданием условий для патриотического воспитания, ослабло. Такие понятия, как долг, честь, патриотизм, ушли в прошлое. В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств — гражданственность, долг, патриотизм. Согласитесь: патриотизм — это прежде всего коллективная ответственность за судьбу Родины. Вы спрашиваете о первых шагах. Они в регионе уже сделаны. На сегодняшний день во всех общеобразовательных учреждениях есть уголки патриотизма, где представлены символы Российской Федерации, региона, муниципалитета. Если брать учебный план, то патриотическое воспитание — прежде всего это история, литература, а как раз на эти предметы урезается учебное время, история всячески вытесняется из вузовских программ, многие учебники не дают знаний подлинной истории. Дефицит знаний в области истории и традиций малой Родины не лучшим образом сказывается на формировании нравственных, духовных и культурных ценностей, позволяющих подросткам занять определенную жизненную позицию.

— Я знаю, что в основу проекта «Воспитай патриота!» положен потенциал музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

— Да, это так. Проект «Воспитай патриота!» должен кардинальным образом изменить данную ситуацию, сделать музейный потенциал Ульяновска востребованным среди педагогов, родителей и школьников города и области. А музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» обладает огромным потенциалом. Пятнадцать музеев, рассказывающих об истории, культуре и быте Симбирска, более пятидесяти образовательных и досуговых программ, отвечающих передовым требованиям музейной педагогики, анимационные и интерактивные туристические маршруты, мультимедийные комплексы остаются, к сожалению, не достаточно востребованы среди школьной аудитории не только области, но и города. Это связано во многом с утратой традиций семейного интеллектуального досуга у подавляющей части «молодых» родителей, незаинтересованностью педагогов, порой отсутствием информации о наличии в музеях разнообразных детских образовательных и досуговых экскурсий и туристических маршрутов, отвечающих современным формам интерактивных и анимационных экскурсионных программ. Проект «Воспитай патриота!» призван вернуть школьников в музеи, как бесценные хранилища знаний об истории края. Проект будет способствовать эффективному взаимодействию музеев и школ, направленному на воспитание патриотизма и чувства гордости за деятельность выдающихся земляков у подрастающего поколения, способствовать развитию внутриобластного детского туризма.

— Каким образом?

— Основной целью проекта является воспитание патриотизма у подрастающего поколения города и области через создание системы организации регулярного и массового посещения музеев города учащимися образовательных учреждений Ульяновской области. А это в свою очередь будет способствовать эффективному взаимодействию музеев и школ, развитию внутриобластного детского туризма, стимулировать школьников к изучению краеведения, воспитанию чувства гордости за деятельность выдающихся земляков. Для этого в практику будет введена система музейного абонемента. В качестве основной формы работы со школьниками области предлагаются одно- и двухдневные туристические маршруты в музеи города, а также стимулирование творческой деятельности школьников по изучению истории родного края в виде различных конкурсов и интернет-конференций (с целевым посещением музеев и встречами с людьми, занимающимися выбранной школьниками тематикой).

Проект «Воспитай патриота!», как нельзя кстати, будет помогать работникам образования решать важнейшую задачу патриотического воспитания подрастающего поколения. Данный проект рекомендован педагогам системы дошкольного, общего среднего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, кураторам и руководителям военно-патриотических клубов, заместителям директоров по воспитательной работе для организации более эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения…

— Судя по проекту, вы собираетесь включить школьников в сам процесс музейной работы, создания экспозиций, экскурсионной деятельности – то есть те самые интерактивные формы.

— Приобщаться к миру музея можно в любом возрасте. Но серьезно осваивать музейное дело по силам детям среднего и старшего школьного возраста. Ведь для работы в музее желательно знать историю краеведения и музейного дела, основы современного музееведения, смежных исторических дисциплин. Специфика музейной деятельности — в ее разнообразии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности (поисково-исследовательской, учетно-хранительской, экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской и др.). Это требует от всех причастных к жизни школьного музея наличия специальных знаний и широкого кругозора. В школьном музее учащиеся могут получить хорошую допрофессиональную подготовку. И в этом, несомненно, помогут музеи ГИММЗ «Родина В.И. Ленина». Особая форма — праздники, где дети и их родители не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Вообще проект очень насыщенный, интересный.

— А летом работа по проекту не приостанавливается?

— Что вы! В летний период планируется совместная работа с детскими оздоровительными лагерями, разработана специальная программа и представлена для общеобразовательных школ, на базе которых планируется проведение лагерей с дневным пребыванием. Взаимодействие музея и школы определяется общностью решаемых задач и одновременно спецификой их осуществления каждым из этих социальных институтов. И наши образовательные учреждения готовы к этому сотрудничеству.