Правительство Ульяновской области не отказалось от идеи разместить на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) портового типа производство сверхлегкого бизнес-джета Total Eclipse TE-500, известного ранее как Eclipse 500. Однако на этот раз российская сторона намерена начать с создания авиакомпании, которая станет стартовым заказчиком на новые машины и, тем самым, привяжет американского разработчика к ульяновской площадке.

Правительство Ульяновской области возобновило переговоры с новыми владельцами Eclipse Aerospace, ранее известной как Eclipse Aviation, об организации производства сверхлегкого бизнес-джета Total Eclipse TE-500, сообщил журналистам на выставке ILA 2010 губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По его словам, сейчас переговоры ведутся с новыми собственниками компании, причем не только о совместном выпуске самолетов на территории расположенной в регионе ОЭЗ портового типа, но и о размещении заказа на TE-500. “Мы планируем не только заняться созданием предприятия (по производству самолетов – “АвиаПорт”), но сначала решить вопрос с созданием авиационной компании, которая могла бы сделать стартовый заказ, и таким образом окончательно привязать к себе наших американских партнеров”, – сказал он. По словам губернатора, речь могла бы идти о приобретении 20-25 машин.

Как известно, в 2009 году предприниматели Майкл Пресс (Michael Press) и Мэйсон Холленд (Mason Holland) приобрели компанию Eclipse Aviation, провели ее финансовое оздоровление и ребрендинг, после чего в сентябре того же года приступили к возобновлению производства самолета Eclipse под именем Total Eclipse TE-500. Новый лайнер получил более совершенную навигационную систему и ряд дополнительных функций. При этом стоимость самолета с заводской гарантией повысилась до $2,15 млн. Также новые владельцы компании заявили о готовности модернизировать ранее выпущенные самолеты.

Помощник губернатора Ульяновской области Николай Никифоров уточнил “АвиаПорту”, что новые владельцы компании, с которыми уже проведено два раунда переговоров, очень позитивно смотрят на проект организации производства в России, полагая, что “российская команда наиболее продвинута и реалистична”.

Что касается проекта создания авиакомпании, С.Морозов отметил, что соответствующий бизнес-план уже прошел предварительное рассмотрение в финансовых институтах и после доработки будет снова представлен ряду банков, прежде всего Сбербанку. Базирование новой авиакомпании ожидается в Ульяновске, в аэропорте “Восточный”, где планируется создать центр технического обслуживания не только TE-500, но и других самолетов авиации общего назначения.

Н.Никифоров полагает, что приобретение самолетов полностью оправдано. “Сначала надо закупить машины, оценить спрос, и только затем запускать производство”, – уверен он. При этом речь может идти не только о новых самолетах, а о машинах, выпущенных ранее и прошедших модернизацию до технического лица TE-500. “У компании есть 26 машин, которые пришли от перевозчика DayJet Services, которые стали собственностью Eclipse Aerospace. Мы провели переговоры и получили согласие, что эти машины с необходимыми доработками могут поставляться уже через пол года, причем по очень льготной цене”, – сказал он. Также помощник губернатора напомнил, что незавершенное производство Eclipse Aerospace составляет порядка 20 бортов.

Перспективы проекта организации сборки Eclipse в России столь же неоднозначны, сколь и перспективы всего сегмента сверхлегких бизнес-джетов. В условиях мирового финансового кризиса только два производителя смогли довести свои замыслы до реализации – это Cessna со своим проектом Mustang, и Embraer с Phenom 100. На подходе Honda Jet, однако, эта машина окажется несколько дороже конкурентов. Н.Никифоров напоминает, что согласно многочисленным прогнозам на машины такого класса в ближайшие годы ожидается высокий спрос: до 3000 бортов к 2020 году. “И это количество будет разделено между двумя-тремя конкурентами”, – отмечает он. Впрочем, банкротство Eclipse Aviation, крах Adam и ряда других разработчиков наглядно показали, каковы рыночные реалии, по крайней мере на конец прошлого – начало нынешнего десятилетия.

С этой точки зрения, осваивая сначала эксплуатацию и, прежде всего, техническое обслуживание и ремонт ряда типов самолетов авиации общего назначения, приобретая несколько лайнеров TE-500, российские бизнесмены смогут пощупать рынок, перед тем как запускать в серию рискованный продукт. Но объективную оценку потенциала рынка можно будет получить только после сертификации новой машины Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета и, кроме того, введения уведомительного порядка использования воздушного пространства. Летать по разрешениям на машине, сертифицированной как единичный экземпляр, могут только частные владельцы, однако они не смогут гарантировать устойчивый спрос на серийно выпускаемый лайнер.