В прошлую субботу все мировые СМИ буквально взорвались от сенсационного заявления NASA о том, что на Титане (спутнике Сатурна) обнаружены некие микроорганизмы, использующие для обмена веществ метан вместо кислорода. В действительности же это сообщение — плод фантазии журналистов, которые истолковали гипотезу американских специалистов в качестве однозначного «открытия». Однако многие этому откровению поверили и до сих пор считают правдой. Данная ситуация хорошо иллюстрирует действие сфабрикованных информационных мифов.

Другой пример аналогичного мифа — шумиха вокруг недавних изменений в 83-м федеральном законе, которые предусматривают введение новых организационно-правовых форм для бюджетных организаций.

Кратко напомним суть дела. Согласно принятым Госдумой нововведениям, с 1 января 2011 года упомянутые учреждения будут функционировать в трех «ипостасях»: они будут либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Это означает… Стоп!

Вот тут-то и начинается самое интересное! Что в действительности означают эти изменения, интересует немногих — тех самых скучных людей, которые читают законы. Остальные, поддержанные некоторыми политиками и СМИ, думают примерно так: автономное -значит «самоокупаемое». Вывод: школы, медучреждения, театры заставят зарабатывать деньги, пустят в свободное плавание, урезав финансирование, вследствие этого до небес подскочат цены на услуги и т.д. Чего стоит заглавие-лозунг, которое растиражировано фактически повсюду: «Образование станет платным!».

Как показывает элементарный анализ предложенных изменений, данный лозунг ничуть не лучше сенсационного заявления про жизнь на Титане.

Свою лепту в борьбу с этим растиражированным мнением внесли заместитель председателя Правительства региона Тамара Девяткина и депутат ЗСО, секретарь Ульяновского политсовета «Единой России» Игорь Тихонов на недавно состоявшейся пресс-конференции с недвусмысленным названием «Мифы и реальность».

Итак, какова реальность?

— Все школьные предметы (их более 20), входящие в образовательный госстандарт, по-прежнему останутся бесплатными для получателей образовательных услуг -учеников и их родителей. Благодаря изменениям более четкую законодательную базу получат те услуги, которые и до принятия этих нововведений являлись платными, — факультативы, спецкурсы, дополнительные сверхпрограммные часы. Например, если в старших классах на изучение иностранного языка программой предусмотрено 3 часа в неделю, то эти часы так и останутся на государственном бюджетировании. Если же родители и дети пожелают заниматься иностранным дополнительно — они должны оплатить эту услугу сами, — пояснила Тамара Девяткина.

Таким образом, изменения не вносят ничего существенно нового, а лишь узаконивают то, что уже наблюдается в школах.

Главные новшества — кстати, весьма полезные для всех участников педагогического процесса — состоят в другом. Как сообщил Игорь Тихонов, при переходе той или иной бюджетной организации на автономию, заработанные данным учреждениям деньги (благодаря оказанию дополнительных платных услуг) уйдут не в госбюджет, как было ранее, а останутся в самой организации. Автономное учреждение будет вправе использовать их на собственное развитие — например, приобретение дополнительного оборудования, повышение зарплаты своих работников и т.д.

Любопытно, что эти же нововведения уравнивают в правах частные и государственные образовательные учреждения. Если ранее частный детсад или гимназия вынуждены были существовать исключительно за счет родительского кармана (понятно, что учиться в таких заведениях могли лишь избранные), то теперь ситуация изменилась в корне: оплата за предметы, предусмотренные общим образовательным госстандартом, в частных учреждениях тоже будет компенсироваться государством.

— Родители, чьи дети обучаются в частной гимназии, также являются налогоплательщиками и гражданами России, конституция которой, как известно, предусматривает бесплатное общее среднее образование. Благодаря этому нововведению не только уравняются права частных и государственных образовательных учреждений, но и повысится конкурентоспособность самих учебных заведений и качество предоставляемых услуг, — заметил секретарь регионального отделения «Единой России».

Изменения 83-го закона породили и ряд других мифов: например, о том, что новые законопроекты предусматривают приватизацию или «коммерциализацию» всех бюджетных организаций. Или о том, что после внедрения законопроекта финансирование бюджетных организаций будет урезано, и т.п. Все это также досужие домыслы!

Подробнее об этом читайте в следующих выпусках «УС».