В прошедшую пятницу на внеочередном заседании депутаты Законодательного Собрания области поставили точку в вопросе, муссировавшемся почти четыре года. Добрых две тысячи километров областных газопроводов плохого качества сменят собственника и перейдут в ведение «Газпрома». Решение должно придать новый, едва ли не решающий, импульс газификации области. На деньги, вырученные от сделки, будут построены новые сети, которые также загонят газовикам, чтобы построить очередные, и так далее… пока голубое топливо не придет в каждый дом. Все замечательно? Да не вопрос! Но есть, как говорится, нюансы.

Неделей ранее глава региона Сергей Морозов посетил Мелекесский район, где ознакомился с ходом капитального ремонта магистрального газопровода «Старая Бинарадка – Димитровград – Ульяновск».

Как известно, ремонт был начат «Газпромом» еще в 2006 году. Заменена уже практически половина труб – сотня километров из 216. Судя по темпам, к 2015 году работы будут закончены. Однако в ходе визита далеко не впервые, надо сказать, было озвучено мнение, что ремонт позволит повысить надёжность газоснабжения области, но не решит проблему увеличения поставок газа в регион. Со времен начала реконструкции ветки из Старой Бинарадки и появления размышлений о продаже газопроводов существует проект строительства газопровода-отвода «Сызрань – Ульяновск». Но если еще года три назад вопрос повышения лимитов газа для области лежал в теоретической плоскости, то сейчас, с постепенной реализацией инвестиционных проектов, он обострился.

И вот после нескольких лет ожидания, в ходе «исторической встречи на газопроводе «Старая Бинарадка – Димитровград – Ульяновск» генеральный директор «Газпром-Трансгаз-Самара» (газпромовская «дочка», контролирующая практически всю газовую политику в Ульяновской области) Олег Степаненко сообщил, что начало строительства новой ветки ожидается уже в августе. «Газпром» выделил на это 200 миллионов рублей и в перспективе не прочь увеличить вложения до одного миллиарда.

А ведь еще в 2007 году у «Газпром-Трансгаз-Самара» (компания тогда называлась несколько проще – «Самаратрансгаз») были заметные трения с ульяновскими властями. Долго не могли решить, как проложить газопровод через Димитровград (обвод с севера был дороже, а с юга – проходил через частные земельные участки и через район нереста в Черемшане). Не торопились погасить перед самарской компанией долги за поставленный газ (занимающееся транспортировкой газа ООО торговало им всего несколько лет, но наша область в черный список попасть успела). Муниципалы практически бойкотировали проведение кадастровой оценки и регистрации земель, на которых располагались построенные газовиками объекты, из-за чего все построенное, по большому счету, являлось построенным незаконно. Возникали и мелкие вопросики с различными хозяйствующими субъектами и прочей «пузатой мелочью», пытавшейся урвать свой кусочек газовых долларов. В общем, отношения накалялись.

Однако постепенно они вернулись в добрососедское русло, а их вершиной стало избрание Степаненко депутатом ЗСО четвертого созыва по партийным спискам «ЕР» (говорят, в прошлом году он посетил целых четыре заседания!).

Вернемся к текущей реальности. На майском заседании депутаты не отказываются утвердить продажу газопроводов, но выступают против указанной цены (345,5 миллиона рублей). По словам Александра Кругликова, «занижение суммы не отрицает даже гендиректор «Ульяновскрегионгаза» Владимир Камеко», а достигнуто это было путем признания у сетей 92-процентного износа. Решение парламента – отложить на месяц второе чтение для получения независимых экспертных оценок суммы сделки.

Ровно через неделю Сергей Морозов в поле, у газопровода встречается со Степаненко, который объявляет о начале строительства долгожданной ветки «Сызрань – Ульяновск». Вечером губернатор проводит встречу с депутатами ЗСО, в том числе со всеми оппозиционерами. Еще через неделю депутаты собирают внеочередное заседание и 20 голосами «за» принимают закон во втором чтении. Ни о каких новых оценках речи, само собой, не идет…

И пусть Вячеслав Алексейчик называет факт продажи «наглым», сумму сделки – «фальшивой», а «Газпром» – «бандитской организацией». Существующие 1800 километров газопровода за смешную сумму становятся собственностью монополии. Которая, судя по всему, только на таких условиях согласилась построить нам новую «трубу».

Когда? Говорят, к 2015-му…

А за ценой мы не постоим…

Антон ВЯЗЬМИНКИН

P.S. И еще о цене. Областная целевая программа газификации, которая должна завершиться еще в 2008 году, постоянно финансировалась в масштабах немногим более половины от потребности. Причины были как объективные, так и субъективные. Какие из них какие – попробуйте решить сами. В качестве примера приведем составление смет по расценкам позапрошлого года (стоимость работ на 2009-й год считалась в середине 2008-го по ценам 2007-го) и наше привычное, м-м-м… разгильдяйство. Когда контрольно-счетная палата в 2007 году долго пыталась отыскать хоть какие-то следы 20 километров трубопровода на сумму в 26 с лишним миллионов рублей, которые существовали только на бумаге… В итоге их, конечно, нашли. Но почти тридцать бюджетных «лимонов» вполне могли сгинуть и без следа, не начнись проверка КСП.