10-13 июня в Ульяновске состоялся Кубок России по вертолетному спорту и 4-й Чемпионат Приволжского федерального округа (параллельный зачет). Соревнования прошли на аэродроме “Белый ключ” Ульяновского аэроклуба РОСТО-ДОСААФ, который впервые принял вертолетные соревнования всероссийского уровня. В Ульяновске сегодня нет своих вертолетов – закончился ресурс на старых “двойках”, а отремонтированные вертолеты с остатком ресурса взять пока негде и не на что. Но руководство Федерации вертолетного спорта России, выбирая Ульяновск местом проведения соревнований, не ошиблось, поскольку в этом приволжском, таком гостеприимном и очень “авиационном” городе живут замечательные люди, влюбленные в небо и в авиационный спорт. Руководство Федерации авиационного спорта Ульяновской области и Ульяновский аэроклуб РОСТО-ДОСААФ при активной поддержке Правительства Ульяновской области вместе с ФВС России провели хорошо организованное и по-настоящему незабываемое спортивное мероприятие. Свою искреннюю признательность выражаем Губернатору Ульяновской области Морозову Сергею Ивановичу, руководителям аэроклуба и Федерации авиационного спорта Ульяновской области. Василий Викторов, Владимир Дворянинов и Ольга Меркель отнеслись к организации соревнований ответственно и неформально, начиная с симпатичных сувениров для каждого участника, и заканчивая подготовкой летного поля и четкой работой всех аэродромных служб во время полетов. На второй день соревнований многие участники с удовольствием надели футболки и кепки с лаконичным и емким девизом: “Летать не вредно, вредно не летать!”. Большой личный вклад в организацию соревнований внес Валерий Тишкин, член Президиума ФВС России, который на этапе подготовки осуществлял связь между Федерацией и организаторами в Ульяновске, лично участвовал в работе Оргкомитета соревнований.
Генеральным партнером ФВС России в проведении Кубка России стало Открытое Акционерное Общество “Вертолеты России”. Эмблему и форму “Вертолетов России” второй год гордо носят лучшие спортсмены нашей страны. И именно “Вертолетам России” мы обязаны своей победой на Всемирных Воздушных Играх в Турине в 2009 году. Если бы не поддержка вертолетного холдинга, экипажи сборной команды России не смогли бы принять участие в главном авиационном спортивном событии нашей планеты.
Соревнования в Ульяновске получились представительными – 34 участника, среди которых 8 Заслуженных мастеров спорта, 1 Мастер спорта международного класса, 12 мастеров спорта, 6 кандидатов в мастера спорта и 7 спортсменов-перворазрядников. В командном первенстве состязались 8 команд: Ульяновской, Московской, Самарской (ЦСК ВВС), Саратовской областей, города Москвы, ВВС РФ, Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ) и аэроклуба “Аэросоюз”.
10 июня состоялись регистрация участников, мандатная и техническая комиссии, судейский семинар и общий брифинг для участников и судей. Судейскую коллегию возглавил судья международной категории, Председатель Всероссийской коллегии судей по вертолетному спорту Валерий Болвачев (г.Сызрань). Забегая вперед, скажу, что судейство под руководством Валерия и его заместителя Тамары Амелькиной (г.Саратов) было четким и объективным, от спортсменов не поступило ни одной жалобы или протеста, связанных с судейскими ошибками. В точном соответствии с правилами подготовил маршрут по упражнению “Навигация” старший судья Юрий Петреник (г.Самара). Отлично справились со своими обязанностями старшие судьи по другим упражнениям Павел Мтиулишвили (г.Москва), Лилия Золотарева (Московская область), Александр Шеин (г.Сызрань).
11 июня с погодой повезло. В первой половине дня разыграли “Навигацию”, самое насыщенное элементами упражнение программы соревнований. В задачу экипажа входит прокладка маршрута за 5 минут до вылета, полет по 25-минутному маршруту, поиск 3-х поворотных пунктов, опознание 10 целей в зоне поиска, финиш в точно заданное время, выполнение 60-секундной коробочки со сбросом 2 грузов в мишени на первом ее отрезке, второй финиш и сброс кегли в отверстие крыши не более, чем за 20 секунд. И штрафные очки можно нахватать на каждом этапе! В 2010 году принципиально изменился один из элементов “Навигации” (изменение пришло из правил Чемпионатов мира): сброс в мишени теперь выполняется не с 10-метровой высоты, как прежде, а с 20 метров, и штраф начисляется не за каждые 10 см отклонения от мишени, а просто за “попал/не попал”. Непопадание в каждую из мишеней оценивается в 20 штрафных очков. Поэтому точность сброса грузов оказалась во многих случаях определяющей общий результат: можно все найти на маршруте, и поворотные пункты, и цели, но весь свой успех в навигации свести на нет неточным броском. Из 17 экипажей только пятерым удалось пройти этот этап без штрафа, они и заняли первые пять строчек в таблице результатов. Здесь чемпионов уже определила точность прибытия на аэродром и на финиш “коробочки”. Замечательную победу одержали спортсмены из команды г. Москвы кандидат в мастера спорта Юрий Яблоков и мастер спорта Вадим Сазонов (1-й Вертолетный клуб “Аэросоюз”) с очень высоким результатом 298,5 очка. (Максимальный результат по каждому упражнению программы – 300 очков). Экипаж уже одерживал победы на Чемпионате Германии и Чемпионате СНГ, однако победа в Ульяновске стала первой в соперничестве с сильнейшими спортсменами мира и России. Всего на 0,4 очка отстали от чемпионов серебряные призеры Людмила Косенкова и Елена Прокофьева (Самарская область, ЦСК ВВС), переигравшие всех остальных соперников-мужчин, и на 0,7 очка – их товарищи по команде Виктор Коротаев и Николай Буров, ставшие третьими.
Вечером того же дня участники соревновались в “Полете на точность”. Это упражнение – классика вертолетных соревнований. Полет выполняется по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 м, контролируемой двумя грузами, подвешенными под вертолетом. Выполняются перемещения вперед вправо, назад, влево, по диагонали, а также 2 разворота на 360о. В конце полета экипаж должен точно посадить вертолет на линию шириной 5 см. Чемпионы по этому упражнению Виктор Дегтярь и Петр Васильев (команда СВВАУЛ, г.Сызрань) выполнили филигранный полет и показали поистине чемпионский результат – ни одного штрафного очка! Виктор Коротаев и Николай Буров (Самарская область, ЦСК ВВС) с результатом 296,9 очков заняли второе место. Сергея Тупикова и Владимира Панарина (ВВС РФ) немного подвела неточность на посадке, и в результате – 292,2 очка и бронзовые медали соревнований.
Утром перед “Навигацией” в Белый ключ прилетели гости: на аэродром приземлился вертолет Ка-226 Авиационного отряда специального назначения МВД по Республике Татарстан. Командир экипажа, начальник авиации МВД по Республике Татарстан подполковник внутренней службы Фларит Мавлеткулов и пилот отряда Владислав Ситников планируют этим летом начать тренировки по спортивной программе. Владислав в мае приезжал на наши соревнования в Сызрань, где получил консультации спортсменов и тренеров сборной России, ознакомился с правилами и спортивным оборудованием. Пилоты на камовских машинах уже много лет не принимали участия в соревнованиях, поэтому для ФВС России интерес к спорту казанских летчиков стал настоящим сюрпризом. Людмила Косенкова и Елена Прокофьева, ожидая своего вылета по “Навигации”, взяли шефство над “камовцами” и пролетели с ними по квадрату, размеченному для упражнения “Полет на точность”. Вечером Фларит и Владислав выполнили свой первый спортивный полет, конечно, вне зачета, но с настоящим судейством. Что ж, для первого в жизни “Полета на точность” результат 151,8 очка не так уж и плох, чуть-чуть не дотянули до 2-го спортивного разряда. Надеемся, что пилоты найдут время для тренировок и выступят на наших соревнованиях уже в этом году.
Праздничный день 12 июня начался построением спортсменов и судей на центральной площади города, где состоялась церемония открытия фестиваля технических видов спорта и официального открытия Кубка России по вертолетному спорту. Трехкратный Абсолютный чемпион мира, член судейской коллегии соревнований Владимир Зябликов поднял над площадью флаг ФВС России. С приветствием к спортсменам обратились исполняющий обязанности Губернатора Ульяновской области Александр Иванович Якунин, Президент ФВС России Ирина Грушина и ректор Ульяновского Высшего авиационного училища гражданской авиации Сергей Иванович Краснов. Над площадью Ленина, где собрались горожане и гости Ульяновска, состоялся воздушный парад, в котором приняли участие самолет Л-29, вертолет Ка-226 (пилот Ф.Мавлеткулов), 3 вертолета Ми-2 (пилоты Ю.Петреник, В.Коротаев, А.Казаков), 2 вертолета R-44 (пилоты М.Сотников и С.Друй). Мастер спорта, пилот-любитель из Москвы Максим Сотников (1-й Вертолетный клуб “Аэросоюз”) продемонстрировал показательный полет на вертолете R-44. Александр Казаков, начальник Саратовского аэроклуба им. Ю.А.Гагарина, произвел выброску с вертолета Ми-2 двух парашютистов, которые, несмотря на сильный ветер, приземлились с флагами точно в центре площади.
После праздничного построения участники отправились на аэродром, чтобы продолжить полеты по программе соревнований, в этот день планировалось разыграть упражнение “Слалом”. Однако после обеда ветер усилился настолько, что сперва было принято решение отложить старт до вечера в надежде, что ветер стихнет, но затем все же пришлось дать полный отбой, поскольку порывы ветра только усиливались. Настроение, конечно, несколько упало, тем более что было неизвестно, какие сюрпризы приготовит нам переменчивая погода на утро. Однако организаторам удалось поддержать дух спортсменов. Вечером состоялась экскурсия в Музей гражданской авиации, где участников соревнований гостеприимно встретил сам ректор УВАУ ГА С.И.Краснов и вручил в подарок Федерации вертолетного спорта России фотографию самолета Ту-144, одного из главных экспонатов музея. ФВС в ответ оставила в подарок музею фотографию сборной команды России, победительницы Чемпионатов мира и Всемирных Воздушных Игр. Участники соревнований осмотрели экспозицию музея, а также кабины и салоны самолетов Ту-144 и Ту-104. Сфотографировались на память у вертолета Ми-1 – с него когда-то, более полувека назад, все начиналось в вертолетном спорте. Впечатления от музея остались незабываемые!
Теперь в запасе оставался только один день соревнований, за который нужно было успеть разыграть и “Слалом”, и “Развозку грузов”, и “Гран-При” между 4 лучшими экипажами. Раннее утро 13 июня встретило нас жарой и вновь довольно плотным ветром, который, к счастью, все-таки еще позволял продолжить соревнования.
“Слалом” – одно из самых зрелищных упражнений. Экипаж зачерпывает воду из бочки с высоты 3 метра (чисто российское изобретение!), а затем должен в заданной последовательности пронести прикрепленное к фалу ведро, наполненное водой, через 12 ворот, не коснувшись стоек, и с одной попытки поставить его на стол. Высота прохода площадки – 5 м, постановки ведра – 11 м. В полете оценивается чистота и правильность прохождения ворот, а также время, которое не должно превышать 200 секунд. Чисто и быстро пройти площадку удалось 6 экипажам. Судьбу медалей решила точность постановки на стол и пролитая в полете вода. Точнее всех были Виктор Коротаев и Николай Буров (Самарская область, ЦСК ВВС), не пролившие практически ни капли воды и набравшие всего 2,9 штрафных очка. Виртуозно выполнили полет москвичи Максим Сотников и Олег Пуоджюкас на вертолете R-44, с постановкой в 3,4 см они завоевали серебряные награды соревнований. Мастера спорта Вячеслав Чернов и Алексей Пинтелин (СВВАУЛ) были чуть точнее на столе (2,8 см), но на 2 секунды превысили заданное время и в итоге стали бронзовыми призерами.
“Развозка грузов” разыгрывалась на параллельных площадках, одновременно двумя участниками, что придало упражнению зрелищности и ощутимого спортивного соперничества. Каждого из двух участников оценивала отдельная бригада судей. В этом упражнении экипаж производит опускание груза поочередно в 3 контейнера, пройдя перед этим соответствующие входные ворота. При этом длина фала, на котором крепится груз, имеет разную длину: 4, 6 и 8 м. Задача экипажа – точно опустить груз в контейнеры за минимальное время, которое не должно превышать 75 секунд. Четырем экипажам удалось уложиться в это время, пройти площадку без штрафа и получить максимальное количество очков – 300. В этом случае выигрывает тот, кто показал меньшее время полета. Еще до завершения упражнения всеми участниками стало ясно, что вряд ли кто-то сможет улучшить результат Заслуженных мастеров спорта Галины Шпиговской и Любови Губарь (Московская область), которые показали уникальное время 57,3 секунды, почти на 20 секунд меньше заданного! Их полет смотрелся удивительно гармонично! На тяжелом Ми-2, при плотном ветре, спортсменки не сделали практически ни одного лишнего движения и стали чемпионками. На 5,7 секунд отстали от первого места Алексей Майоров и Сергей Шварц (ВВС РФ), поднявшиеся на вторую ступень пьедестала, и на 10,5 секунды – бронзовые призеры Виктор Коротаев и Николай Буров (Самарская область, ЦСК ВВС).
Именно Виктор и Николай, которые в итоге завоевали награды разного достинства в каждом из упражнений программы, далеко оторвались от своих соперников и уверенно стали победителями Кубка России в абсолютном первенстве. Борьба за второе и третье место завершилась только в самом конце. Виктор Дегтярь и Петр Васильев (СВВАУЛ) допустили помарку на “Слаломе”, но отличное выполнение других упражнений позволило им не выпустить из рук серебряные медали многоборья. По сумме трех упражнений на третьем месте лидировали Людмила Косенкова и Елена Прокофьева (Самарская обл., ЦСК ВВС). На “Развозке грузов” в середине полета Лена случайно задела фалом гарнитур, наушники слетели, и экипаж остался без связи. Связь удалось к концу полета восстановить, но драгоценное время было потеряно! Вячеслав Чернов и Алексей Пинтелин (СВВАУЛ), которые “дышали в спину” девушкам, слетали “Развозку” мастерски, отыграли бесценные 10 очков и в итоге обошли женский экипаж на 0,4 очка, став бронзовыми призерами Кубка России. Людмила и Елена заняли в общем многоборье 4 место.
К сожалению, этим четырем лучшим экипажам не удалось сразиться в Параллельном слаломе за Кубок Гран-При: термометр поднялся до 35 градусов, усилился ветер.
Лидеры в командном первенстве определились уже по итогам первого дня соревнований. Команда Самарской области (ЦСК ВВС) в составе Абсолютных чемпионов мира В.Коротаева-Н.Бурова и Абсолютных чемпионок мира Л.Косенковой-Е.Прокофьевой по сумме первых двух упражнений имела надежный отрыв в 22,4 очка от 2-го места и сохранила лидерство до завершения соревнований, завоевав переходящий Кубок России и золотые медали командного первенства. Уверенно держалась команда СВВАУЛ в составе многократных чемпионов мира В.Дегтяря-П.Васильева и чемпионов России 2009 года В.Чернова-А.Пинтелина. Создав необходимый “запас прочности” в первый день, и стабильно выступив во второй, спортсмены прибавили еще один серебряный комплект в богатую коллекцию наград команды Сызранского училища.
Настоящая борьба развернулась в командном первенстве за 3-4 место. Высокие результаты по “Навигации” показала команда г.Москвы, выступающая на вертолетах R-44 – первое место у Ю.Яблокова-В.Сазонова, шестое – у М.Сотникова-О.Пуоджюкаса, и в итоге – третье место в командном зачете. Их ближайшие преследователи – команда ВВС РФ в составе А.Майорова-С.Шварца и С.Тупикова-В.Панарина, отлично выступив по второму упражнению “Полет на точность”, обошли москвичей по сумме двух упражнений на 7,7 очка и увеличили отрыв после “Слалома” до 11,7 очков. Все решила “Развозка грузов”: москвичи здесь выступили более стабильно и не только отыграли отставание, но и уверенно вырвались вперед. Бронзовые медали командного первенства по праву достались команде г.Москвы – пилотам-любителям из 1-го Вертолетного клуба “Аэросоюз”. Что же, у военных еще есть шанс отыграться в конце августа на Чемпионате России! Но как показывают общие результаты соревнований в Ульяновске, борьба становится все острее и интереснее.
Несколько теплых слов в адрес команды Саратовской области в составе Юрия Филимонюка, Александра Сарафанова, Александра Казакова и Николая Фомина, которая принимает участие практически во всех соревнованиях, организуемых Федерацией. Спортсмены делают все возможное, чтобы найти средства и время на тренировки. Они пригоняют на чемпионаты свой вертолет, давая возможность выступить и другим участникам. И вертолет саратовский в отличном состоянии, за что отдельное спасибо Борису Матвееву, который его обслуживает. Пусть результаты на этих соревнованиях у Саратовской команды оказались невысоки, но не зря на закрытии Александр Казаков сказал: “Трепещите!”, давая понять, что отношение к спорту у ребят серьезное, и их победы еще впереди.
И еще очень важный момент. Соревнования в Ульяновске стали рекордными за последнее десятилетие по количеству молодых участников: 15 из 34 спортсменов (а это почти половина участников) – моложе 33 лет, и самому молодому из них – Александру Титовцу из Саратова в августе исполнится 24 года.
Среди молодых пилотов есть уже настоящие мастера. Это Елена Прокофьева, Алексей Майоров, Сергей Тупиков, которые тренируются в ЦСК ВВС, г.Самара, и уже не первый год входят в основной состав сборной команды страны. На счету Елены – 2 чемпионата мира и Всемирные Воздушные Игры-2009. Она дважды поднималась на мировой пьедестал почета: бронза в женском многоборье в 2005 году в экипаже со Светланой Чупиной и долгожданное золото вместе с Людмилой Косенковой в 2008. Алексей в экипаже с опытным Сергеем Шварцем в 2008 году на Чемпионате мира в Германии стали чемпионами и бронзовыми призерами по двум упражнениям и серебряными призерами в многоборье, а в 2009 – Абсолютными чемпионами России. Сергей Тупиков выступает в экипаже с Заслуженным мастером спорта, Абсолютным чемпионом мира 1992 года Владимиром Панариным. На их счету – медали по упражнениям и первое место в многоборье на Всероссийских соревнованиях “Москва винтокрылая-2009”, а также бронзовые награды в абсолютном первенстве на 44-м Чемпионате России (2009). На Кубке России в Ульяновске А.Майоров-С.Шварц завоевали серебро в “Слаломе”, а С.Тупиков-В.Панарин – бронзу в “Полете на точность”.
Второй раз выступают на соревнованиях всероссийского уровня Маргарита Афанаскина и Евгения Замула, кандидаты в мастера спорта из Московского областного АТСК ДОСААФ. Несмотря на то, что норматив “Мастер спорта” с первого раза выполнить не удалось (подвел полет по “Слалому”), выступление наших девушек можно считать более чем успешным – 10-е место в общем зачете, 7-е место по “Развозке грузов” и серебряные медали в женском многоборье. Молодой женский экипаж впервые выполнял “Навигацию” как говорят летчики – в “чужом” районе, и справился с этой задачей почти на равных с опытными мастерами: были обнаружены все поворотные пункты и 9 целей из 10.
Спортсменка из 1-го Вертолетного клуба “Аэросоюз” Евгения Курпитко выступала в экипаже с заслуженным мастером спорта Василием Головкиным. Женя не осталась на церемонию награждения, а сразу после завершения полетов умчалась на самолет, торопилась к оставленным в Москве малышам – сыну и дочке. Мы не успели вручить ей в Ульяновске значок и удостоверение “Кандидата в мастера спорта” за выполнение норматива в прошлом году. Теперь же, по результатам выступления на Кубке России, будем готовить на Евгению представление на “Мастера спорта”: хорошее стабильное выступление экипажа и 9 место в многоборье. Товарищ Жени по команде, пилот-любитель из “Аэросоюза” кандидат в мастера спорта Алексей Афанасьев впервые выступил с новым членом экипажа заслуженным мастером спорта, главным тренером сборной России Николаем Родионовым.
Еще четыре молодых экипажа – летчики-инструкторы Соколинского полка СВВАУЛ из Саратова, воспитанники Заслуженного тренера России Виктора Ивановича Брыкаева. Самые опытные из них – члены сборной команды России мастера спорта Вячеслав Чернов и Алексей Пинтелин выступают вместе четвертый год. Уже в 2007 году, будучи перворазрядниками и дебютантами Чемпионата России, они замкнули десятку сильнейших экипажей в многоборье. Сегодня на их счету призовые места и медали разных достоинств соревнований различных рангов, но, наверное, самые яркие победы – это Кубок “Центр-Телеком” в 2008 году и золото по “Слалому” на 44-м Чемпионате России в 2009. В Ульяновске Вячеслав и Алексей подтвердили свое мастерство: “бронза” на “Слаломе” и результат стабильного выступления по всем упражнениям – третье, очень почетное, место в многоборье.
Кандидат в мастера спорта Сергей Булатов в экипаже с перворазрядником Александром Титовцом показали отличный результат в “Полете на точность” – 290,2 очка (5 место), однако неудачное выступление в “Навигации” и “Слаломе” не позволили им пока повысить свои спортивные звания.
Пилоты Сергей Молотков и Евгений Коноплев участвуют в вертолетных соревнованиях во второй раз, а для членов их экипажей Дмитрия Профатилова и Сергея Костина выступление на летном поле в Ульяновске – дебют в спортивной карьере. Пока общие результаты у перворазрядников невысоки, но по отдельным упражнениям в норматив “Кандидат в мастера спорта” молодые экипажи уже вкладываются. Им еще будут по плечу любые задачи под руководством В.И.Брыкаева, воспитавшего не одного чемпиона мира.
В спортивном сезоне 2010 года нашу молодежь ждут новые старты, от души желаем им отличных выступлений, побед и спортивного роста.
Соревнования в Ульяновске удались, и этим все сказано. Вписали свои имена в книгу спортивной славы новые чемпионы, Юрий Яблоков и Женя Курпитко выполнили норматив мастера спорта, прошли “испытание боем” молодые соколята. Четко отработали организаторы, судейская коллегия и аэродромные службы. Порадовал зрителей интересным и эмоциональным комментарием первый Вице-президент ФВС России, старший тренер ЦСК ВВС Михаил Бибишев. Нащелкали еще пару сотен фотографий бессменные наши фотокорры Гена Милуцкий и Наталья Хинева. Без сбоев отработала авиационная техника, бережно обслуживаемая нашими инженерами и техниками Владимиром Авдеевым, Валерием Шевченко, Константином Удаловым и Борисом Матвеевым, за которыми мы как за каменной стеной.
И главное. Каждые соревнования – это Встреча! Встреча людей из разных городов, разного возраста, разных профессий, которых объединяет любовь к полету и крутящимся винтам. Это Дружба, в которой ценят и искренне любят каждого и где все говорят на одном языке. И это Небо, в котором летают на винтокрылых машинах так необыкновенно красиво!