Оказывается, в Самарской области на одном поле могут собраться 220 тысяч человек одновременно. Что может заставить их прийти? Нет, не матч сборной Бразилии по футболу, не революция и уж явно не сбор общества любителей вышивки. Только рок-музыка – хорошая наша и легендарная зарубежная. Второй международный фестиваль «Рок над Волгой» опять прошел в День России. В этом году его почтили присутствием на сцене «Deep Purple», «Машина времени», «Аквариум», «Сплин», «Алиса», Бутусов и «Ю-Питер» и другие известные группы.
На самарской земле собрались не только местные зрители – множество поклонников рок-музыки приехало из Ульяновска, так что на поле земляков было найти не так уж и сложно. Приезжали из Волгограда, Челябинска, Саратова, Москвы, Петербурга… География на фестивале поражала своим разнообразием по обе стороны сцены.
Группы исполнили почти все ожидаемые хиты, многим из которых благодарная публика подпевала хором. Не отказал себе в удовольствии послушать сводный хор российских зрителей и Ян Гиллан из «Deep Purple». Его легендарную песню «Smoke on the water» пели все, а сам Гиллан остроумно перефразировал ее в «Smoke on the Volga». Река, кажется, вообще произвела на него впечатление – он даже успел в ней искупаться. Наверное, поэтому был так бодр на протяжении всего выступления и постоянно пританцовывал, приводя в восторг поклонников. Стив Морс, гитарист, которого в 2009 году включили в список 100 лучших гитаристов всех времен и народов, исполняя одно из своих потрясающих соло, включил в него небезызвестный «Полет шмеля». Он, кстати, сам к полетам неравнодушен: Стив Морс – пилот. Клавишник-виртуоз Дон Эйри привел самарскую публику в неописуемый восторг, сыграв припев песни «Самарагородок». После концерта стало понятно, почему «Deep Purple» стали настолько известны. Все закономерно. И зря, наверное, Кипелов выступил перед ними – несмотря на некое сходство стиля, слишком уж хорошо видна разница в классе. Хотя его поклонники были тоже очень довольны. Например, в кипеловской песне «Воля и разум» народ, как и на остальных концертах, орал припев, пока солист демонстрировал возможности своего голоса.
После выступления «Deep Purple» громыхнул первый салют, который на некоторое время проиллюстрировал название песни «Smoke on the Volga». Впрочем, smoke быстро рассеялся, чего не скажешь о пыли, поднятой тысячами людей: она заставила зрителей срочно сооружать из бандан повязки на лицо. В любом случае это оказалось такой небольшой ложкой дегтя, что о ней вспоминать будут в последнюю очередь.
Радостно было смотреть и на российские группы. Как не радоваться, когда Бутусов исполняет «Скованные одной цепью», «Прогулки по воде», а «Сплин» опять предлагает жевать «Орбит без сахара» и рассказывает о том, как они с кем-то «Сидели и курили». Вообще Александр Васильев из «Сплина» был далек от настроения, которое навевает название группы.
Все выступление он веселил публику переменой слов в своих песнях. Например, спел вместо «мы все больны гандболом» дифирамб одной крупной компании: «Мы все больны «Газпромом». И добавил после: – Надеюсь на ваше понимание! – то ли отдавал дань «Зениту», чей титульный спонсор «Газпром», то ли ради шутки решил найти спонсора себе.
Лидер «Чайфа» Владимир Шахрин заключил некий договор с поклонниками: – Если из вас кто-нибудь когда-нибудь станет президентом России, – хитро сказал лидер группы, – обязательно пригласите нас выступить в Кремле, а после концерта мы тихонечко так скажем нашему главе государства: «ПАНКИ-ХОЙ!».
«Машина времени» завела публику – все дружно подпевали «Поворот», «Однажды мир прогнется под нас», «Костер», «За тех, кто в море». Особенно запомнилась песня «Шанхай-блюз», где Евгений Маргулис заставил толпу освоить блюзовую импровизацию, а Андрея Макаревича – сыграть гитарное соло со словами: «Давай, кучерявый!». Он и дал… И как дал!
Удивительно к месту пришлась и сладкоголосая Пелагея, которая показала, что такое понастоящему хороший вокал. Потрясающе красивую песню «Ой, да не вечер» она спела вместе со всеми зрителями именно так, как надо, аж душа запела. Жаль только Лену Перову, одну из ведущих концерта, которая решила спеть сразу после Пелагеи. Сравнение было неизбежным, и явно не в пользу Перовой.
Завершала фестиваль группа «Алиса» со своим неизменным лидером, ветераном рок-сцены Константином Кинчевым. «Алиса» представила на суд зрителей три новые песни, только непонятно, хорошо это или плохо.
– Фестиваль не место для дебюта новинок, здесь нужно петь старые добрые композиции, – считает Андрей Макаревич.
А Кинчев, как всегда, был хорош «вообще такой, как есть», как сам и поет в песне «Вот так».
Второй год подряд фестиваль пропел, прогремел салютом, проаплодировал, протанцевал… А уже ждешь третьего. Непонятно только, зачем у публики на входе отбирали еду. Неужели бутербродом можно кого-то убить?
Но все это такие мелочи, что о них быстро забудут. А вот о том, что слышал вживую «Deep Purple», забыть будет сложно. Такая удача выпадает раз в жизни…
Сергей Гурьянов