В Ульяновске сегодня началась голодовка учителей, родителей и учащихся школ, которые в этом году попали под программу оптимизации системы образования и будут ликвидированы. В 12 часов дня около 15 человек расположились в здании ульяновской школы № 7. Голодовка будет длиться до тех пор, пока не будет отменено решение о закрытии учебного заведения. Власти Ульяновска объясняют своё решение тем, что в этих школах маленькая заполняемость – всего 200-250 человек и что такие школы «очень дорого» обходятся бюджету.
О своем намерении учителя и родители учеников школы №7 заявили позавчера – 22 июня, в день начала Великой отечественной войны. И разослали соответствующие уведомления в Главное управление МЧС по Ульяновской области, департамент здравоохранения мэрии Ульяновска и мэру Александру Пинкову.
Скандал вокруг городского образования начался после того, как городские власти в рамках финансовой «оптимизации» приняли решение закрыть десяток «нерентабельных» городских школ. Педагоги закрываемых школ станут безработными, а их учащихся переведут в другие школы далеко от дома, где они вынуждены будут учиться в две смены.
Как заявила начальник городского управления образования Людмила Соломенко, «дети обходятся очень дорого». По ее словам, если ребенок в школе с численностью более тысячи человек обходится бюджету в 17–19 тыс. рублей в год, то ученик в малокомплектной школе обходится минимум в 35 тыс. Никаких иных аргументов в пользу закрытия школ не смог привести и курирующий эту сферу заместитель мэра Ульяновска Олег Мидленко. В результате к ликвидации приговорили пять школ в Засвияжском и Заволжском районах Ульяновска. Причем городские власти тут же перешли от слов к делу.
Так, 16 июня начальник управления образования Людмила Соломенко прибыла к директору школы № 7 Ирине Маллямовой с готовым приказом о ее увольнении и распоряжением о закрытии учебного заведения. Естественно, Ирина Маллямова подписывать документы отказалась, поскольку никакого обоснования в них не содержалось.
Как рассказал глава комитета Городской думы по правам человека и обращениям граждан Эдуард Аверьянов (сам выпускник школы № 7), Ирина Маллямова в результате этих событий попала в больницу, а, « в школу прибыла милиция. Учеников и родителей в здание не пускали. Ломали дверь директорского кабинета, чтобы изъять все документы». По его словам, на место Ирины Маллямовой чиновники уже назначили нового директора, который, по мнению депутата должен подписать приказ о ликвидации школы. Самой Ирине Маллямовой представителит городских властей уже грозят арестом и тюрьмой.
– Почему власти решили закрыть нашу школу? – недоумевает работница школы № 7 Марина Кузяхметова. – ведь у нас славные традиции, а в этом году школе исполняется сто лет. И вот такой преподносят подарок к юбилею…
Заместитель мэра Ульяновска по социальным вопросам Олег Мидленко пояснил журналистам, что «процесс закрытия малочисленных школ болезненный, но он идет по всей стране». «Ажиотаж, поднятый вокруг этого, не позволил в полном объеме объяснить родителям и учителям цели и плюсы оптимизации», — разъяснил Мидленко. А цели, по его словам, — повышение качества образования и эффективное расходование бюджетных средств. Чиновник утверждает, что закрытия школ не избежать, потому что если в 90-е годы прошлого века в Ульяновске на 100 школ было около 100 тысяч учеников, то сейчас на 90 школ — 48 тысяч школьников, и «процесс оптимизации может продолжиться и в следующем году». Его властная коллега Людмила Соломенко обозначает “цену вопроса”: за счет сокращения малокомплектных школ удастся повысить зарплату учителей в других школах на «500-2000 рублей».
В некоторых школах города решение о «ликвидации» было воспринято равнодушно, однако педагогические коллективы и родители школ №7, 8, 43 и 71 возмутились и начали протестовать. Как утверждали сами «протестанты» они готовы «бороться до последнего».
Были составлены и направлены коллективные обращения на имя президента РФ Дмитрия Медведева, председателя правительства Владимира Путина и ульяновского губернатора Сергея Морозова. В них жители Ульяновска просят опубликовать и вынести на обсуждение гражданского общества критерии, которым должны соответствовать школы, чтобы могли спокойно работать, просят освободить от занимаемых должностей лиц, превысивших свои полномочия.
«Мы вынуждены не согласиться с переводом в другую школу, так как это произвол чиновников, – в частности, утверждается в коллективном обращении педагогов и родителей средней школы № 7, – и грубейшее нарушение прав детей и их родителей, что противоречит требованиям Европейской конвенции по правам ребенка…».
В прошлую пятницу в школе № 7 прошло открытое собрание, на которое были приглашены первые лица города. Но они, естественно, там не появились. Зато пришли депутаты Гордумы и представители некоторых партий. На этом собрании и было решено начать голодовку, если решение о ликвидации школ не будет отменено. Как сказано в коллективном обращении, «родители и учителя вынуждены объявить трехдневную голодовку с переходом в бессрочную, пока вопрос о закрытии школы не будет властями снят».
Депутаты, озабоченные развитием событий, инициировали прокурорскую проверку закрытия школы № 7. Как сообщил старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, надзорное ведомство уже проводит проверку обстоятельств этой истории: «В ходе нее будет установлено, не оказались ли нарушенными права детей и педагогов. Кроме того, будет изучен факт увольнения директора учебного заведения. Ведь взять и выставить человека на улицу за один день просто невозможно – это не позволяет законодательство».
Вчера суд Ленинского района Ульяновска принял к рассмотрению иск правозащитного фонда к управлению образования о незаконности решения о ликвидации школ. Детский омбудсмен намерен включиться в процесс на стороне интересов школьников.
Ульяновская пресса напоминает, что у местных учителей имеется богатый и трагический опыт борьбы за свои права. Так, в 1998 году голодовка ульяновских учителей против невыплаты зарплаты закончилась смертью преподавателя ОБЖ Александра Моторина.