Жан Миндубаев
У Владимира Гиляровского есть живописная сценка из базарной жизни позапрошлого века. На знаменитой Сухаревке сидит некий тип. Перед ним – свернутый в колечко ремешок с петлей. И надо желающему попасть гвоздем в петельку так, чтобы гвоздь остался в ремешке. Попадешь – рубль получишь, а если мимо – гривенник с тебя.
«Но никогда гвоздь не остается в ремешке, – пишет Гиляровский. – Ловкость рук поразительная. И десятки мошенников шатаются по Сухаревке, и сотни простаков продуваются до копейки. Имеются жулики и покрупнее…»
Читая Гиляровского, думаешь: а какие захватывающие сюжеты подарила бы известному бытописателю сегодняшняя российская действительность! Куда там до них примитивному сухаревскому шулеришке!
Позволю себе перечень афер, имевших место быть совсем недавно.
Господин Мавроди и его «пирамида» «МММ». Визуальный символ аферы – прелестная бабочка, трепетное существо. «Из тьмы на свет перелетая…». Слоган, умиливший простодушных россиян, обернулся миллионами украденных рублей и тысячами личных трагедий. Бабочка обернулась безжалостным стервятником…
«Русский дом Селенга»… В жульническую компанию, обещавшую «златые горы и реки, полные вина», были втянуты миллионы россиян. И все они были облапошены кучкой прохиндеев…
А «Властелина»? Помните эту колоритную женщину, в сети которой попалась даже Алла Пугачева? Автомобили, сверхдоходы, особняки – чего только не обещала эта дама доверчивым людям! И даже за решеткой продолжала утверждать, что ничего, кроме блага, клиентам не желала…
В последнее десятилетие Россия стала не только вотчиной наглых «прихватизаторов», но и громадным инкубатором шулеров, пройдох и аферистов всех мастей. Нет у нас ни града, ни весей, где бы не резвились доморощенные либо заезжие «копперфильды», изобретающие самые невероятные способы вынимания денег как из карманов соотечественников, так и из бюджетов.
Взять хотя бы Ульяновск. Некто Коваленков, занимавшийся строительством и продажей жилья, умудрился околпачить тысячи людей, продавая каждую квартиру дважды, а то и трижды. И сейчас на четыреста квартир, им проданных, претендуют около тысячи двухсот владельцев, вложивших свои последние кровные… И разве Коваленков один такой шустрый?
Уж там, где вроде и взять-то нечего, и то мухлюют бесстыже. Вот в областном департаменте образования чиновники не так давно чего только не вытворяли! И «мертвые души» завели, выкачав с их помощью из областного бюджета более 700 тысяч рублей. И даже скромные доходы от школьных огородов и мастерских не на детей потратили (как положено), а в свои карманы положили. Это до какой степени цинизма и трюкачества надо дойти «радетелям образования», чтобы заработанные детьми деньги присваивать? И при этом на их благородных лицах ни-ка-кого пройдошества, а только лишь выражение неустанного тщания о благе народного образования…
Категория честности в сегодняшней России все чаще и чаще трансформируется в принцип «Не обманешь – не проживешь». И оправдание тому находится: «Время сейчас такое». Откуда же взялось это странное «время»? Почему такое происходит, откуда «ноги растут»? И вернется ли к нам то время, когда порядочность и честность, а не шулерство являлись фундаментом человеческих отношений и ведения дел?
А в доказательство того, что порядочность в России существовала, приведу лишь два примера. Первый: многомиллионные сделки на Нижегородской ярмарке (по свидетельству многих современников) заключались без бумаг, под честное слово. И ведь слово держали! Второй пример: писатель С. Аксаков в мемуарах вспоминает, как к нему, заболевшему гимназисту, спешила мать из Уфы в Казань. Дело было в апреле, река Кама вот-вот тронется. Старик-крестьянин послал двух сыновей переправить барыню: «Вишь, мальчишка у нее болен…». Барыню на тулупе, волоком, бегом перетащили через реку. А когда она протянула храбрецам сотенную, те замялись: «Не можем взять, сговаривались за пять рублей». Вот такие нравы водились тогда на Руси…
А теперь поразмышляем о том, «откуда ноги растут». Думаю, трюизм «Рыба гниет с головы» известен каждому. И когда либо сам сталкиваешься с «дурилкой», либо слышишь об этом на каждом шагу, то невольно в очередной раз признаешь справедливость этой сентенции.
В самом деле: разве не с глобальной «дурилки» народа началось второе «развитие капитализма в России»? Разве не с чубайсовских ваучеров началось массовое мошенничество в государственном масштабе? И стоит ли удивляться тому, что сотни тысяч потенциальных мошенников посчитали такой фокус вполне приемлемым и для себя? Если можно Юпитеру, то почему нельзя «быкам»? И «быки» поперли…
Второе. Всякого рода прохиндеям и прохиндейщине заслон должен поставить прежде всего закон. И вроде бы какие-то телодвижения как законодательские, так и правоохранительско-судебные предпринимаются. А вот результат часто почему-то пшиковый.Конкретный пример по тому же Ульяновску. Не так давно сразу целая группа руководящих персон по всякого рода хитрованским делам была привлечена к судебной ответственности. Прокуратура вещала: дадут хапугам по заслугам! Дали? Да, но всем почему-то исключительно условные сроки. И большинство осужденных даже на прежних должностях остались. И теперь «условники», горделиво раскатывая на своих иномарках, на всех свысока поглядывают: ну что, чья взяла?
Складывается впечатление, что именно всякого рода мошенники и являются в нашей стране самыми успешными людьми, коим дорога открыта везде. Свидетельств тому – тьма, я приведу наиболее близкий мне пример. Не слишком давно писал я в журнале «Российская Федерация сегодня» статью, в которой рассказал, как один мясо-молочный король из Димитровграда додумался уходить от налогов на …инвалидных колясках. Он одним махом перевел своих работников в некую инвалидную организацию, которую сам же и патронировал. Из-за этого финта многие сотни работников лишились существенных надбавок к будущим пенсиям, да и пенсионный фонд много недосчитался… И что вы думаете? Наказан ловкач? Общественное мнение негативно на его карьере сказалось? Ничего подобного!
Конечно, существует в нашем народе и немалая «когорта незыблемых». Так я называю тех, кому внутренний стержень не позволит ни самому мошенничать, ни терпеть мошенничество. Встречаясь с такого рода «альбиносами», я всегда задаюсь вопросом: почему их не поразил вирус вседозволенности и аферизма? Ведь каждый же день видят и слышат и об искусственных банкротствах, и о совершенно ювелирно отработанных способах отъема собственности, и о «черных кобелях, отмытых добела». И убеждаюсь: иммунитет против «дурилок» привит в семье. Родители были такие! Но также убеждаюсь, что таких родителей все меньше и меньше…
Ну и, завершая рассуждения о причинах и следствиях, надо признать еще несколько «горьких истин». А именно:
– что народ российский и незлобен, и сердцем отходчив – и потому быстро забвению предает то, что забывать нельзя (разве только Чубайсу не простил);
– что этим весьма прибыльно для себя пользуются и политики, и бизнесмены, и всякого рода мелкая прохиндейская шелупень;
– и что наш народ обладает удивительным простодушием, о котором, перефразируя Пушкина можно сказать: «Меня обманывать нетрудно – я сам обманываться рад…»
Однако, по большому счету, от этой тонко подмеченной радости – быть обманутым – жить почему-то все противнее и противнее. И на вопрос, куда приведет нас крепнущая день ото дня «русская дурилка», я лично пока что не вижу ответа.
P.S. И несколько слов о роли власти в искоренении мошенничества. Ведь тот же квартирный наперсточник Коваленков – разве смог бы он стольких обдурить, если бы власть вовремя на него обратила внимание? А ведь обманутые граждане не раз обращались со своими жалобами и в мэрию, и в милицию. Мэр их отфутболивал: мол, не мое это дело – разбираться с частным бизнесом; в милиции многозначительно помалкивали… И лишь только после вмешательства губернатора С. Морозова делу был дан ход.