Чесноков Николай Николаевич, доктор педагогических наук, профессор. Первый проректор Российского государственного университета физической культуры. Специалист в области теории и методики легкой атлетики, теории и организации системы довузовской подготовки. Опубликовал около ста научных работ, в том числе монографию “Довузовская подготовка как этап непрерывного физкультурного образования”, образовательную программу для учащихся средней общеобразовательной школы “Физическая культура”, редактор и соавтор программы вступительных экзаменов по физической культуре в вузы России. Мастер спорта по легкой атлетике, серебряный призер чемпионата СССР. Награжден медалью “В память 850-летия Москвы”. Заслуженный работник высшей школы РФ.

Знания выпускников факультета физической культуры и реабилитации УлГУ на защите дипломных работ оценил первый проректор Российского государственного университета физической культуры профессор Николай Чесноков.

— Николай Николаевич, каковы ваши впечатления от общения с выпускниками?

— Очень приятные. Было интересно беседовать с молодыми людьми, разговор шел на равных, как с коллегами. Особенно мне запомнились заочники. Они уже работают, многие добились немалых высот в своем деле и пришли за знаниями, понимая, как и где будут их применять. Произвело впечатление выступление Николая Владимировича Исаева. Он трудится учителем в сельской школе, и его диплом посвящен русской лапте. Педагог уже использует эту старинную игру в учебном процессе. Таким образом, он и применяет эффективные физкультурные методики, и возрождает традиции, знакомя ребят с историей и культурой страны. Отрадно, что многие выпускники посвятили свои исследования передовым образовательным и оздоровительным технологиям, и они уже внедряют их на своих рабочих местах.

— Не секрет, что в образовательных и спортивных школах, секциях, клубах наблюдается острый дефицит наставников. Молодежь не идет в тренеры и учителя физкультуры. При этом физкультурные вузы ежегодно выпускают немалое количество специалистов.

— В последнее время открывается много коммерческих спортивных клубов. С одной стороны, это хорошо, потому что людям есть куда пойти. С другой – они переманивают тренеров из школ, государственных секций. А самым главным звеном в деле оздоровления нации мы все равно рассматриваем образовательные учреждения. Потому что не каждый родитель может отдать свое чадо в платную секцию. А школьные кружки, ДЮСШ – это возможность заниматься бесплатно и рядом с домом. Вузы, готовящие специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе и Ульяновский госуниверситет, выпускают кадры именно для системы образования. Но в нашей стране система спортивного образования только начала возрождаться после долгой «спячки». Поэтому результаты мы будем наблюдать не скоро. Учреждена новая структура Министерства образования и науки — Департамент физкультурно-спортивного образования. Многое делается на местах. Ваш вуз строит новые спортивные площадки, приобщая к спорту все население Ульяновска, независимо от возраста. Университет создает вокруг себя инфраструктуру здорового образа жизни. Здесь понимают – главное, чтобы молодежь была здорова, тогда у нее будет тяга учиться.

— Николай Николаевич, существует обывательское мнение, что спорт и наука несовместимы.

— Конечно, это не так. Развитие физкультуры и спорта не может идти без помощи научных исследований. Наша отрасль напрямую связана с медициной, экологией, психологией. В физкультуре и спорте процесс физического совершенствования, образование, воспитание неотделимы друг от друга. Передовые разработки многих наук позволяют тренерам растить новых рекордсменов. Как удачный синтез разных научных направлений я часто привожу в пример Институт медицины, экологии и физической культуры УлГУ. Это уникальная структура, ученые которой разрабатывают эффективные методики оздоровления. Мне вообще импонирует комплексный подход университета к решению многих проблем. Здоровый образ жизни здесь рассматривается как культура. И это единственно верный подход.