Понятно, почему «Открытое письмо директоров школ г. Ульяновска» с 36-ю подписями принесли в «СК». В июне «СК» чуть ли не в каждом номере писал о решении мэрии закрыть пять «неоптимальных», то есть малочисленных, городских школ. Причем из этих публикаций становилось ясно, что и само решение властей вряд ли можно назвать оптимальным, а чиновничья манера проведения его в жизнь, а точнее сказать, продавливания, и вовсе выходила за рамки приличия, ибо включала запугивание директоров и родителей, «индивидуальные беседы» с угрозами.

После изучения письма возникает убеждение, что текст этот рожден не в кабинете директора школы, а в кабинете наробразовского чиновника. Выдает кондовый, канцелярский, полуграмотный чиновничий язык: «количество школ стало преобладать над количеством детей», «уровень трудности подготовки учителя к урокам», «возбуждать спокойствие общества». Обратите внимание на последний абзац письма («просвещение увеличения срока жизнедеятельности населения» — четыре родительных падежа ‘подряд, а стиль-то, стиль…), и вы поймете, что так нормальные люди не говорят и не пишут, так умеют только «озвучивать» свои приказы аппаратные работники. Выходит, либо директора у нас неграмотные, либо они солидаризируются с неграмотным письмом, не потрудившись его отредактировать хотя бы ради приличия, чтобы перед учениками было не так стыдно.

«Директора школ, подписавшие письмо, сделали это под нажимом чиновников» — распространенное мнение в интернет-форумах. Мало кто из 36 директоров подписался разборчиво, в основном — нечитаемые закорючки, видимо, преодолевали брезгливость и стыд. Как появляются такие аппаратные письма, нам известно еще со времен сталинизма. Но тогда честным гордецам грозил ГУЛАГ или расстрел, а сегодня? Ну, допустим, директор школы согласен с письмом по сути, то есть он за оптимизацию, против «паразитизма» малокомплектных школ. Но я бы на месте директора воздержался подписывать такое письмо хотя бы из корпоративной солидарности, потому что сегодня ты директор, а завтра ты никто. Если ты директор полнокомплектной школы, считай, тебе повезло, так чего же гнобить менее удачливого коллегу? Жизнь повернется, и сам окажешься на его месте. Честнее было бы убедить коллег в своей правоте в рамках профессионального сообщества, тогда, возможно, не пришлось бы объявлять голодовку учителям и родителям «оптимизированной» школы №7.

Возможно, в оптимизации есть своя бюджетная правда. Хотя как посмотреть. Скорее всего, несовершенен закон, по которому «деньги идут за учеником». Этот закон уже привел к закрытию множества сельских школ, следствием чего является вымирание сел и деревень, лишенных очага образования и культуры. Несовершенна бюджетная политика государства, сомнительны его приоритеты: для чиновников важнее бросить миллиарды долларов на Олимпиаду в Сочи, то есть на поддержание державного имиджа, а не на реальную модернизацию того же образования. По словам депутата Госдумы Алексея Корниенко, неделю назад вносились поправки в госбюджет, на школы дали 126 млн рублей, а на какое-то эфемерное совместное российско-индийское предприятие — 20 млрд. Обсуждение «письма З6-ти» в форумах читать интересно. Вот несколько комментариев по поводу письма директоров: «Совесть или страх — непростой выбор…», «Предательское письмо! Отрабатываете поездки на теплоходе», «Оптимизируем совесть и честь!», «Рожайте, девочки, рожайте, а мы тем временем закроем школы», «Горжусь, что под этим позорищем нет подписи директора моей родной школы».

Как вы думаете, в школе, которую возглавляет зависимый, безвольный директор, может нормально работать свободный, творчески раскрепощенный учитель, вырасти смелый, инициативный ученик? Сомневаюсь. Так с кем вы хотите делать модернизацию? С кем хотите превращать Ульяновск в город европейской культуры? С затюканными учителями? С выпускниками, получившими урок подобострастия от своих наставников? Так что прощай, модернизация, прощай, Ульяновск — европейская столица, прощайте, талантливые выпускники, желаю вам найти себя в другом городе или даже в другой стране, посвободнее.

В нашем городке жизнью управляет чиновник. Именно из чиновников в основном состояли экспертные комиссии, выносившие рекомендации о закрытии школ. Из чиновников состояла аудитория так называемых общественных слушаний, одобривших отмену прямых выборов мэра. Очевидно, та же рука чиновника написала в этом письме такое: «Мы прекрасно знаем, что чем больше детей в классе и параллели, тем выше будет уровень преподавания, уровень соревновательности, уровень обучения…». Да ровно наоборот. Любой учитель скажет, что вести уроки в переполненных классах стократ труднее, труднее контролировать качество знаний, держать дисциплину, особенно среди нынешней молодежи. Недаром на уроках иностранного языка, где критически важен элемент взаимодействия ученика и учителя, классы дробятся на подгруппы. В частных школах количество детей в классе составляет 6-10 человек. В этих условиях в течение урока можно опросить всех, и не по разу. В этом смысле самым эффективным, возможно, является индивидуальное обучение, недаром же люди нанимают частных репетиторов. А школа и классный коллектив важны в плане социализации детей и подростков.

Еще о бюджетной оптимизации. Комментарий с интернет-форума: «Экономия благодаря закрытию школы — 1,5 млн в год. Катание на теплоходе — 4 млн. Мебель губернатору — 8,9 млн. Ангиограф — около 50 млн. Обсудим?». Комментатор имеет в виду развлекательную поездку на теплоходе для чиновников городского управления образования и директоров школ, оплаченную из бюджета, и деньги, переплаченные облбюджетом за ангиограф в результате хитрой чиновничьей схемы. Автор прав: тут есть что обсудить. Для того чтобы 7-я школа продолжала нормально работать, не хватает, по словам ее директора, 240 тысяч рублей в год. Очевидно, одна поездка на теплоходе с лихвой перекрывает всю экономию от закрытия всех пяти школ.

На чьей стороне в этом споре избранная в марте городская власть? Мэр Александр Пинков своего мнения публично не выразил. Городская Дума на своих заседаниях вопрос о целесообразности закрытия городских школ не обсуждала, хотя голодовка — очевидный повод для созыва внеочередного заседания. Тем более что решение принято исполнительной властью с нарушением процедуры, без совета с депутатским корпусом, без разъяснительной работы с педагогами и родителями, по чисто бюрократической схеме, «явочным порядком».

Как и ожидалось, Ульяновск пожинает первые плоды монополии одной партии в исполнительной и представительной власти. Дальше будет только хуже, готовьтесь. Поэтому, как призывает участник форума в интернете, «молитесь за Путина, Медведева, за партию «Единая Россия». Да здравствует «Единая Россия», вдохновитель и организатор всех наших побед. Над школами тоже».

Сергей ГОГИН

фото lchilikova.livejournal.com