В октябре 1942 года летчик Николай Шутов тараном уничтожил фашистский самолет

Чтобы разобраться в этой истории, нам пришлось побывать в разных местах, переворошить множество архивных материалов.

Вот что удалось узнать о Николае Шутове. Он родился 4 августа 1921 года в селе Новая Майна, ныне Мелекесский район Ульяновской области. Русский. Отец – Федор Егорович – конюх, мать – Наталья Владимировна – доярка. Перед войной окончил фабрично-заводское училище, работал токарем-автоматчиком, занимался в Куйбышевском аэроклубе. В 1940 году был призван в армию, в 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов, входившую в состав дей- ствующей армии.

По окончании учебы сержант Шутов получил назначение в 802-й истребительный авиаполк 141-й истребительной авиадивизии Куйбышевского дивизионного района ПВО, прикрывавшей с воздуха Сызранский железнодорожный мост.

Немецкий разведчик

С аэродрома в местечке Сеща Брянской области (около 1100 км от Сызрани) готовился к взлету дальний разведчик «Юнкерс 88D-1». Его задание было не из легких: перелететь линию фронта до Пензенской железнодорожной ветки и лететь над ней до города Куйбышева через самый важный пункт полета – мост через Волгу. Внутри самолета-разведчика было установлено три мощных цейсовских аэрофотоаппарата, с помощью которых немцы хотели выяснить все секреты русских.

Куйбышевский дивизионный район ПВО был хорошо известен фашисту – только в июле-августе 1942 года экипажи люфтваффе 39 раз пролетали над ним и возвращались обратно.

Пилот самолета – унтер-офицер Зайдель – на большой высоте уверенно вел самолет строго на восток. Выйдя в район Пензы, разведчик пошел вдоль железнодорожной ветки, фотографируя расположение военных эшелонов. Все было спокойно.

Внезапно, сквозь слепящее солнце, штурман «Юнкерса» увидел три маленькие точки, приближающиеся к ним. «Истребители!» – закричал он, показывая Зайделю на точки. – «Поворачивай назад! Глупо идти навстречу этим русским».

Пилот заложил крутой вираж, но истребители уже нагнали самолет и открыли огонь. Борт-стрелок разведчика зло огрызался, ведя огонь из «MG-15». Внезапно один из истребителей, задымив, ушел в сторону.

Фашисты уходили со снижением. Пилот знал, что маневренность у «МиГов» на малых высотах хуже. Вот отстал и второй русский истребитель.

Третий русский летчик продолжал упрямо преследовать «Юнкерс». Они находились в районе села Павловка, и шли в сторону села Баклуши. (Это сражение видел девятиклассник Саша Горланов. Годы спустя он стал директором Баклушинской школы, и открыл в ней музей, посвященный этому бою).

Пытаясь оторваться от истребителя, Зайдель отдал штурвал от себя, входя в пике. Земля приближалась. Пилот потянул штурвал на себя, выходя из пике, и тут раздался страшный удар! Самолет переломился пополам. Пилот зло выругался, проклиная советского летчика. Он был уверен, что тот случайно столкнулся с ними.

Носовая часть немецкого разведчика какое-то время тянула вверх, набирая высоту. Экипаж лихорадочно открывал фонари, переваливался, выбрасываясь за борт.

Летчик Николай Шутов

Когда у него закончились патроны, Николай чуть не заплакал от бессильной злости! Эта сволочь опять уйдет безнаказанно?! Ведь только неделю назад, он уже вылетал на перехват такого же разведчика, но тогда «Юнкерсу» удалось уйти.

И вот немецкий самолет вошел в пике. Николай двинул ручку управления вперед. Только бы попасть! Борт-стрелок поливал его свинцовыми струями, но Шутов не обращал на них внимания. И когда фашист уже выходил из пике, Николай всем весом своего истребителя врезался во вражеский фюзеляж…

В отличие от немцев, у Николая Шутова уже не было времени ни открывать фонарь, ни выпрыгивать с парашютом, но билась в его голове светлая мысль: «Все! Вы отлетались, сволочи!»

Шутов знал, на что шел, и его задачей было во чтобы то ни стало остановить гада, который пришел на ЕГО землю…

Раздался взрыв. Николай Шутов ушел в бессмертие.

Отважного летчика похоронили на старом кладбище города Сызрани.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года он был посмертно награжден орденом Ленина.

Баклуши

В 120 км от Сызрани вдоль речки Елань-Кадада есть три села – на левом берегу Баклуши и Плетьма, на правом – Муратовка. Именно здесь упали самолеты…

Мы встретились с Антониной Алексеевной Крайновой – свидетельницей того памятного боя. Тогда Тоне было 13 лет. «Папанька» так ласково называла она отца, в июне 1941 ушел на фронт, и уже в феврале 1942-го погиб. Хотя было воскресенье, мама трудилась в колхозе. В семье еще трое младшеньких детей, все у бабушки под присмотром.

Теплое не по-осеннему воскресное утро. Вдруг послышался рев моторов. Дети выскочили на крыльцо, увидели как падают самолеты. Самолет, что поменьше, ушел в сторону леса, за Плетьмой, а большой падал прямо на Баклуши.

Тоня и дети побежали к нашему летчику. Взрослые мужики с вилами и граблями бежали в сторону спускающихся немецких парашютистов.

Много лет спустя сын Антонины Алексеевны – Геннадий Крайнов, по примеру своего героического земляка Николая Шутова, поступит в авиационное училище. И, волею судьбы, погибнет, совершая особо важное задание…

Низкий поклон матери-героине, воспитавшей патриота Родины!

Растроганная Антонина Алексеевна провожала нас и благодарила за посещение.

…У памятника Н.Ф. Шутову нас ждали директор Баклушинской школы В.В. Алькин, учителя и дети. Когда несли к памятнику цветы, в горле стоял комок от всех впечатлений… Да, здесь тоже была линия фронта, здесь тоже шел бой во имя жизни детей, которые нас встречали, во имя всех жителей нашей страны.

Память

В память о подвиге летчика Шутова, 22 июня 2007 года, спустя более 60 лет после окончания войны, в городе Октябрьске открылся обелиск над Волгой. Есть обелиск в Баклушах, есть памятники и музеи на заводе имени Масленникова в Самаре, в школах села Новая Майна, в Вольске и даже в Саратове!

Николай Шутов был настоящим патриотом своей Родины. Войну выиграли именно такие люди. И его подвиг для нас бессмертен.

После воздушного боя Шутова, полеты фашистов над Куйбышевским районом ПВО резко пошли на убыль. Если в сентябре их было 20, то после тарана Шутова, в октябре уже 7, в ноябре только 5, а в декабре 1942 года – всего 2.

За годы войны немецкие самолеты 56 раз находились над нашим районом, но сбит был только один.

В этой истории пока остаются белые пятна. Мы не знаем, что стало с экипажем, мало знаем о работе 802-го истребительного авиаполка. Поиски продолжаются…

Автор: Сергей Дектярев