Это подзабытое «ноу-хау» пытаются сейчас вновь запустить в жизнь области.

Талоны на продукты питания были когда-то во всей нашей стране. В Ульяновской области они продержались дольше всех. Тогдашнего губернатора Юрия Горячева за них много критиковали, но он считал, что талоны спасли население в наиболее трудные годы, и в их долгом сохранении не раскаивался. И вот к этой идее возвращаются, правда, уже в духе новых времен и даже в духе «высоких технологий».

Талоны больше не называются талонами. Теперь это звучит как «фьючерсная продажа продуктов сельхозпроизводства».

Имеется в виду следующее. Населению предлагается уже сейчас закупить продукцию нового урожая, того, что созреет к осени. Для этого и продаются фьючерсы, грубо выражаясь. Собой они представляют бумажки, называемые сертификатами. Цена одного – тысяча рублей. Осенью сертификат обещают отоварить, привезти владельцу фьючерса на дом картофель, морковь и свеклу.

Картофеля, к примеру, 60 килограммов. Моркови и свеклы – поменьше. Авторы идеи ее всячески расхваливают. Очень, дескать, это выгодно. Не надо будет никуда ходить – все доставят вам лично.

В принципе фьючерсы – это элемент биржевой торговли, иначе говоря, биржевая игра.

А игра – это согласие на риск. Но о риске такой продажи воздуха местный минсельхоз умалчивает. О нем говорят участники процесса – от производителей сельхозпродукции до ее потенциальных покупателей. В области засуха, сказал один из крестьян в интервью телевизионщикам, сейчас нараздаем этих сертификатов, а дождей, допустим, так и не будет. Не будет и урожая, и чем тогда расплачиваться с владельцами сертификатов? Работник села мог бы и продолжить свою мысль: в итоге вместо помощи производителям нововведение окончательно их разорит, еще больше загнав в долговую яму.

Останутся ни с чем и покупатели. По примеру обманутых дольщиков при строительстве жилья: ни денег, ни товара.

Покупатели, впрочем, не дураки и до сих пор ни одного сертификата не взяли. А зачем мне это надо? – примерно так заявила в том же телерепортаже жительница Ульяновска, сказав, что берет продукты на рынке. Там она их видит и может выбрать. Что же привезут осенью на сертификат, никто не знает. Может, мелочь. Может, частью сгнившее… В общем, фьючерсная продажа сельхозпродуктов сильно смахивает на очередную пиар-акцию. Лишь бы по России прогреметь.

Прогремели, и теперь о талонах «по-новому» можно будет забыть, что власть, скорее всего, и сделает, ведь не зря говорят: история если и повторяется, то уже как фарс. А для пиара и фарс сойдет.

Андрей Семенов