По росту тарифов мы впереди
У нас в Ульяновске тарифы на ЖКУ только за последние пять лет возросли по ГВС – почти в четыре раза, по теплоснабжению от ТЭК почти в три раза, по содержанию и ремонту жилья – почти в два раза, по газу – почти в три раза, по электроэнергии – более чем в два раза. При этом плата за коммунальные услуги у нас одна из самых высоких в Поволжье и даже выше, чем в некоторых городах Сибири и севера. Сравним с Пензой: у нас отопление квадратного метра квартиры в текущем году от ТЭЦ – 31,52 рубля, в Пензе 24,21 рубля, содержание и ремонт жилья – 13,17 и 10,32 рубля соответственно, канализация – 13,06 и 8,33 и так далее. Следует пояснить, что инженерные коммуникации в Пензе мало чем отличаются от ульяновских…
Выросла ли производительность?
Когда бизнесмены, причастные к поставке услуг ЖКХ населению, надеются на повышение тарифов, тем самым они хотят облегчить себе жизнь, ибо, по терминологии Генри Форда, повышение цен и тарифов особый вид воровства, спекуляция, результат дурного руководства.
Странно, но за годы управления «эффективными менеджерами» и «рыночниками» производительность труда энергетиков, газовиков и коммунальщиков снизилась почти в три раза. Почти пять лет работают жилищники по новой схеме, а проблемы с мусором так и не решены, обслуживание жилья стало хуже, предупредительный ремонт не проводится. Анализом работы предприятий никто не занимается. Хотя контроль за качеством предоставления услуг, производительностью труда и уровнем тарифов должен быть основным занятием властных структур.
На базар со своими весами?
Со времен египетских фараонов на базар, по-нынешнему рынок, никто не ходит со своими весами. А сейчас за электроэнергией, холодной и горячей водой, теплоэнергией и газом приходится ходить со своими «весами», то есть с электро-, водо-, тепло-, газосчетчиками. Приходится не только ставить их за свой счет, но и оплачивать госповерку и техобслуживание. В «застойные» годы все это входило в тариф на коммунальные услуги. Выходит, и тут тарифы не снизились, а выросли? Может, мы имеем дело с экономическим подлогом?
Сняв с себя ответственность за содержание приборов учета, ресурсоснабжающие организации разорвали технологичность поставки коммунальных услуг, а затем последовала череда платежек за утечки, тепловые потери, образовавшиеся не по вине горожан.
Улица с односторонним движением
Нигде в мире, кроме России, в тарифы и цены не включается инвестиционная составляющая, так как инвестиции (по-русски – капитальные вложения) – не что иное, как будущие основные средства. Это означает, что, оплачивая коммунальные услуги с инвестиционными суммами, мы увеличиваем стоимость основных фондов частника, делая его богаче. Такого экономического парадокса не было бы, если бы на инвестиционную сумму, внесенную вместе с платой за коммунальные услуги, выдавались акции энергетических, газовых и тому подобных компаний. С последующей выплатой дивидендов.
Кстати, то же самое касается и так называемой платы за присоединение к энергетическим сетям, именуемое в современном обиходе «техприсоединением», сооружение газовых сетей в сельской местности путем поборов с областного и районного бюджетов, населения. Реализуя газ по «чужим» сетям, газовики получают частично незаконную прибыль.
А бизнес богатеет
В 2006 году были обнародованы «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». Прошло четыре года, а их внедрение не организовано. Как, впрочем, и множество других постановлений, правил, разъяснений и т. п. Почему же, спрашивается? Ответ прост – это невыгодно бизнесу. Согласно тем самым «Правилам», плата за коммунальные услуги при их «предоставлении ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность» может быть снижена на четверть.
Когда предусмотрено снижать плату? При недотопе и перетопе, как в доме, так и в отдельно взятой квартире и даже комнате. За отклонение температуры горячей воды от нормативной более чем на пять градусов ночью и на три градуса днем.
Плата вовсе не должна вноситься за каждый день подачи горячей или холодной воды «с отклонением состава и свойства воды от санитарных норм и правил». Как это должно выглядеть практически? Все отклонения должны регистрироваться ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями как по результатам диспетчерского контроля, так и по заявлениям граждан. Сводные результаты должны без напоминаний представляться в РКЦ или РИЦ. Да, это дополнительная нагрузка для персонала управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Но без этого мы, жители, получаем некачественные коммунальные услуги, да еще по высоким тарифам, которые ежегодно повышаются без объяснения причин.
И в заключение. Меня могут обвинить в мелочности. Но почему эта «мелочь» идет бизнесу, а не простому горожанину? Ведь из копеек складываются рубли, а из рублей сотни и тысячи. Вот так богатеет коммерсант от ЖКХ под «чутким оком» многочисленной чиновной рати.
Юрий ОСИПОВ, бывший работник сферы ЖКХ.