В области из-за жары продолжают ухудшаться пожарная ситуация и водоснабжение населенных пунктов.
Однако противостоять засухе и огню мешает не погода, а бесхозяйственность.
Одна цистерна на всю область
То, что в целом ряде ульяновских городов и сел люди неделями сидят без воды, стало известно в Москве. Люди, так и не дождавшись помощи ни от местных властей, ни от областного руководства, шлют письма в администрацию президента, оставляют тревожные сообщения в интернете и заявляют о готовности перекрывать трассы. Только по данным регионального министерства строительства, 76 населенных пунктов области на сегодня полностью лишены водоснабжения или испытывают острый недостаток воды.
Критическая ситуация сложилась в Сенгилеевском, Чердаклинском, Вешкаймском районах. Жители поселка Залесный Вешкаймского района без воды сидят уже… полгода.
Вовсе стало невмоготу с наступлением жаркой погоды, от которой пересохли все источники. Ежедневно люди вынуждены занимать очередь у машины с привозной водой. Доходит до драк. Бутилированная питьевая вода из магазина сельчанам не по карману – пьют какая есть. Теперь боятся одного: не появилась бы в поселке какая-нибудь зараза. Почти аналогичная картина сложилась в Екатериновке Сенгилеевского района и Больших Ключищах Ульяновского. На безводье сидят в Сенгилее. Местные коммунальщики оказались неспособными подавать воду даже по графику. Обеспечить всех людей привозной водой тоже невозможно, так как нет достаточного количества автоцистерн. Местные власти обратились за помощью к региональному руководству, однако выяснилось, что во всей области есть только одна машина, способная перевозить питьевую гигиеническую воду, но и та принадлежит коммерческой организации… – Без еды человек проживет, а вот без воды – нет, – отметил на аппаратном совещании облправительства в понедельник председатель Законодательного Собрания области Борис Зотов. – Я вот сижу здесь, уже три стакана выпил. А каково там людям? Чем поить животных? Руководство поселений требует миллионы на решение проблем с водой, но этих денег в бюджете области нет. Еще ссылаются на дачников, которые отбирают воду для полива.
Спрашиваешь, а есть ли договор на подачу воды этому дачнику, – молчат.
Следом дачную тему развил региональный министр строительства Александр Букин, который посетовал на то, что за самовольный водозабор, чем часто грешат владельцы садовых участков, нет никакого наказания. «Соответствующей статьи нет даже в Кодексе об административных правонарушениях Ульяновской области, – удивился Букин. – Поэтому выход один – срезать самовольные врезки, трубу заваривать. И так до следующего раза».
Чей лес горит?
Высокая температура воздуха и низкая влажность серьезно подрывают пожарную безопасность региона. В области уже объявлен самый высокий, пятый, класс пожароопасности. Только за последнюю неделю, по данным ГУ МЧС по Ульяновской области, было зарегистрировано 14 лесных пожаров. Крупнейший из них – в Барышском районе – не могли потушить в течение четырех суток. Всего же, по данным министерства лесного хозяйства, с начала пожароопасного сезона в регионе произошло 257 лесных пожаров, в результате которых выгорело 472 гектара леса. По словам начальника регионального ГУ МЧС Игоря Кисилева, тушение пожаров серьезно осложняет плохое водоснабжение населенных пунктов.
Нет удобных подходов к водоемам (речи о пожарных гидрантах вообще не идет), в итоге пожарным расчетам приходится ехать за водой на расстояние до 15 километров. «Оперативному реагированию на возгорание мешает и разобщенность в действиях различных ведомств, – продолжал Игорь Кисилев. – На тушение пожара в поселке Поливно пожарные МЧС приехали спустя несколько минут после получения сигнала, но смогли дойти лишь до границ участка, принадлежащего Министерству обороны. Военные огнеборцы прибылина место лишь спустя… девять часов. Тревожат и объекты, не обеспеченные охраной. Именно по этой причине не удалось спасти от огня школу искусств в Криушах».
Противостоять лесным пожарам мешает неразбериха с их правовым статусом. Лес в области сегодня либо принадлежит частнику, который, как правило, не производит никаких противопожарных мероприятий и никого не подпускает на пушечный выстрел к своим владениям, либо является собственностью бывших колхозов, а значит, ныне бесхозным.
Отслеживать ситуацию с лесными пожарами, посчитали в областном правительстве, поможет лесопатрульный самолет, который начнет полеты на этой неделе. Также министр лесного хозяйства области Вячеслав Кублик предложил заняться защитой населенных пунктов, находящихся в лесу, а также объявить в районах полную мобилизацию сил – с тем, чтобы все предприятия и организации были готовы принять участие в ликвидации возгораний.
Вадим Пилюков