Ответ Маргарите Саловой: «Мы сможем свести к минимуму последствия засухи». (Интервью тут)

ЦИТАТА:

«…мы сможем свести к минимуму последствия засухи и сохранить в АПК региона стабильную ситуацию»… Помимо этого субсидии направляются также на приобретение кормоуборочной и кормозаготовительной техники…»

До приобретения кормоуборочной и кормозаготовительной техники необходимо кормовые культуры вырастить, независимо от погодных условий получать стабильно высокие урожаи, а не просить субсидии на покупку техники и не загружать фермеров долгами перед банками для уборки не имеющихся и не выросших кормов! Засуха, это не стихийное бедствие, это условия, в которых мы живем и где мы работаем.

О какой стабильности идет разговор, если Поволжье всегда считалось «рискованной» зоной земледелия и посевы здесь часто страдают от неблагоприятных погодных условий. Периодичность засух для Ульяновской области составляет 3 года.

ЗАСУХЕ НАДО ПРОТИВОСТОЯТЬ, А НЕ МИНИМИЗИРОВАТЬ УЖЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ФАКТА

Всё это было:

Полезащитные лесополосы, пруды, снегозадержание, мелиорация, полив и орошение, посев кулис

Могут сказать: зачем сейчас вспоминать прошлое? Да затем, что оно постоянно связано с сегодняшним днём. Мы не знаем даже, чем закончится нынешний год, не говоря уже о ближайших будущих. Поэтому нужно всегда иметь в запасе надёжный арсенал средств получения стабильных урожаев. И если мы сегодня умеем разгонять облака, то это вовсе не означает, что скоро научимся также их и собирать, чтобы вызывать дожди. Куда реальнее и дешевле «привлечь» к созиданию облаков и дождей саму природу, как это описано в романе Л.Леонова «Русский лес», где облака рождает рукотворный лес, а сток воды регулируют пруды.

1)- После сильнейшей засухи, ещё в 1921 В. И. Ленин подписал специальное постановление «О борьбе с засухой», в котором говорится о выделении лесов, имеющих водоохранное и защитное значение, об укреплении песков, оврагов, устройстве снегосборных полос и изгородей. Особое значение в СССР, при осуществлении мероприятий по борьбе с засухой, придавалось развитию работ по мелиорации и орошению.

В 1990-м году площадь орошаемых земель в Ульяновской области доходила до 100 тыс.га, на сегодня поливаются кормовые культуры на площади – 0 га.

2)- Как тут не вспомнить нашего известного учёного-практика Н.М.Тулайкова. Потрясённый трагедией голодающего Поволжья в 1921 г., он требовал решительного перехода от единоличных крестьянских хозяйств, не способных противостоять засухам, к коллективным, общинным. Хозяйствовать в условиях Поволжья можно, лишь объединившись против стихии… «Иначе нас ожидает участь самая печальная и безобразная, так как никакое богатство, никакая мощь русского народа не будут в состоянии вынести тех тяжёлых испытаний, которые ныне переживает русская земля, если они будут периодически повторяться»…

КАК НАСТУПАЛИ НА ЗАСУХУ

В 1948 году в СССР по инициативе И. В. Сталина был принят так называемый «Сталинский план преобразования природы», согласно которому началось грандиозное наступление на засуху путём, наряду с другими мероприятиями, посадки лесозащитных насаждений. Впервые в истории создавались крупные государственные полезащитные полосы, общая протяжённость которых превышала 5 300 км.

Реально было посажено 2 млн. 280 тысяч га защитных лесополос. Эффект воздействия только посадки лесных полос на урожайность охраняемых ими полей достигал следующих размеров:

-по зерновым культурам урожайность увеличивалась на 25—30 %,,

-по овощным — на 50—75 %

-по травам и кормовым культурам— на 100—200 %

Сегодня звенья разрабатывавшегося в СССР плана реализуются в США, Китае, странах Африки, Западной Европе. Только называют это не планом преобразования природы, а созданием зелёных экологических каркасов.

В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДЯТСЯ ПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ЛЕСОПОЛОСЫ

Лесополосы не приносят сиюминутной выгоды, а значит, и денег на это нет. Но вот что на этот счёт говорил ещё Н.В.Гоголь. Во второй главе «Мёртвых душ» устами помещика Платонова, сопровождавшего Чичикова в поездке по землям другого помещика — Констанжогло, так объяснял пользу леса: «Лес у него, кроме того что для леса, нужен затем, чтобы в таком-то месте на столько-то влаги прибавить полям, на столько-то унавозить падающим листом, на столько-то дать тени… Когда вокруг засуха, у него нет засухи; когда вокруг неурожай, у него нет неурожая». Сказано это не для красного словца. Для делового Чичикова краснобаи были ни к чему! Кстати, Гоголь и Докучаев не были современниками. Но были гражданами одной страны — России, жили в ней.

Но чтобы противостоять чёрным бурям и суховеям, задерживать на полях влагу, полезащитные лесополосы должны быть «правильными» и по конструкции, и по уходу. Заросшая, не продуваемая лесопосадка во время пыльной бури превратится в бархан, который уже не будет защищать поля от ветра и удерживать на них влагу. Такими же нефункциональными становятся и старые, изреженные, не обновленные лесополосы. А их всё больше! Ведь уже более двух десятилетий о полезащитном лесоразведении словно забыли. За посадки леса на пашне и овражно-балочных землях в последнее время никого не только не поощряют, но, по существу, ни с кого и не спрашивают. Такое отношение к лесу и в Центре, и на местах. Новый хозяин земли может сказать любому: «В условиях рынка я сам буду решать, что мне делать со своей землёй: что захочу — то и посею или вообще продам». И сегодня он будет прав! Ну и кто станет сажать на своих земельных паях лесополосы, ухаживать за ними?

Чернозём — это важнейший энергетический ресурс страны, не менее важный, чем нефть, газ и другие полезные ископаемые, которые прямо или косвенно расходуются на создание необходимых продовольственных фондов. Именно о такой земле писал Докучаев: «Чернозём для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд. В нём — вековечное русское богатство». Вот и встаёт вопрос: что разумнее — тратить миллиарды рублей на увеличение добычи невосполнимых энергоресурсов, опустошая подземные кладовые для закупки продовольствия, или повернуть часть этих средств на то, чтобы не сжигать бездумно бесценные чернозёмы, создать экономические механизмы и реализовать на практике весь комплекс мер против засухи.

Конечно, это не обеспечит эффектного роста ВВП. Но если ситуация в регионах рискованного земледелия будет ухудшаться, они обречены стать проблемными. Это ещё больше укрепит среди «интеллигентов средней руки» расхожую трактовку о нашем сельском хозяйстве как о «чёрной дыре», что будет очень выгодным меньшинству: коммерческим структурам — импорт станет «мужать», «на коне» будут посредники, и, как показывает российский опыт, именно в таких местах, говоря словами патриарха русской словесности Л.Леонова, начнётся новый разгул торжествующего собственника. «Новые помещики» станут скупать за бесценок землю вместе с деревнями. Но ведь это мы уже проходили…