Наблюдательный совет Ульяновского областного драмтеатра упразднил должность художественного руководителя и ввел должность главного режиссера. Соответствующие поправки внесены в устав театра. Теперь в нем вместо формального управленческого двуначалия (худрук – директор) будет единоначалие. Как сказала на пресс#конференции в четверг директор областного департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина, такова тенденция в современных российских театрах.

Художественную политику Ульяновского драмтеатра отныне будет осуществлять худсовет во главе с главным режиссером, которого еще предстоит найти.

Объявлен конкурс на должность главрежа, предложений пока нет. Многолетний худрук и главреж театра Юрий Копылов на эту должность, судя по всему, претендовать не будет: он формально стал президентом театра – так называется вновь созданная должность. Должностные обязанности президента пока не прописаны, но, скорее всего, это совещательная должность: Копылов будет работать советником и наставником и, не исключено, будет ставить спектакли. Насколько удалось узнать, большинство труппы к предпринятой «рокировке» отнеслось с пониманием и даже с одобрением.

Татьяна Ившина сказала, что перемены в структуре управления театром – это совместная инициатива департамента культуры и художественного совета театра, в который входят старейшие, уважаемые актеры. Копылов узнал о своем новом назначении после того, как оно состоялось. «Не могу сказать, что он воспринял это легко», – сказала Ившина.

Официально перемены в театре связывают с состоянием здоровья Юрия Семеновича Копылова. Оно, по словам заслуженной артистки РФ Ирины Янко, не давало ему возможности постоянно быть в театре и в полную силу исполнять тяжелые и разнообразные обязанности худрука.

– Театр, как человек, – живой организм: он рождается, растет, иногда болеет, – сказала народная артистка РФ Кларина Шадько. – С уходом нескольких актеров, с кончиной Бориса Александрова из афиши выпали спектакли. Взрослеет театральная молодежь, но есть зазоры между поколениями актеров. Приходится менять репертуарную политику. Перестройка может оказаться болезненной, но труппа в хорошем тонусе, важно его не потерять.

Кто в условиях единоначалия будет определять репертуарную политику – дирекция, естественным образом ориентированная на коммерческий успех репертуара, или главный режиссер со своей творческой концепцией, пока не понятно. Фигура главрежа еще не просматривается. Кто будет этот человек, откуда, каков масштаб личности, будет ли у него вообще какоелибо творческое лицо, насколько влиятельным будет его мнение в коллективе и на худсовете – на эти вопросы отвечать пока рано. Поэтому не исключено, что Юрий Копылов какое-то время продолжит осуществлять неформальное художественное руководство театром. Тем более что современные режиссеры-постановщики, как правило, не стремятся к должности главного режиссера: с одной стороны, есть возможность, по примеру Копылова, сделать свой, уникальный, «авторский» театр, с другой стороны – слишком нервная работа. Гораздо проще приехать в город, сделать за месяц-полтора постановку, получить гонорар и уехать домой. Когда главреж для ульяновского театра все же найдется, понадобится время для «стыковки» человеческих характеров, творческих взглядов и финансовых планов. В любом случае, это будет не театр Копылова, а какой-то другой театр.

Сергей Гогин