В последние годы в Ульяновске участились случаи нападения бродячих домашних животных на детей и взрослых, растет статистика заболеваемости, связанная с инфекциями, передаваемыми от зверья людям.

Уже давно пора цивилизованно, на законодательном уровне, решить проблему, как это делается в других регионах России. В Самаре, например, ежегодно из городского бюджета выделяется 10 миллионов рублей на то, чтобы бродячих собак отлавливали, кастрировали и вживляли им чип с необходимой информацией. В Кемерово открыты собачьи приюты. А что у нас?

Защищают зверей от людей и наоборот

Год назад Ульяновская Гордума представила на рассмотрение областному Законодательному Собранию законопроект о порядке содержания безнадзорных и бродячих животных.

Его посчитали «сырым и недоработанным» и отклонили. Новый вариант законопроекта поручили разработать региональному департаменту ветеринарии.

В минувшую среду его директор, главный государственный ветеринарный инспектор по Ульяновской области Нина Пелевина представила журналистам сразу два проекта двух новых региональных законов «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и отлова безнадзорных домашних животных в Ульяновской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными государственными полномочиями в сфере отлова безнадзорных домашних животных». В них прописаны общие требования к содержанию домашних животных, правила их выгула, а также права и обязанности владельцев животных. По мнению Нины Пелевиной, законопроекты решают сразу несколько задач: защищают человека от домашних животных и наоборот, домашних животных от человека, закрепляют положение о приютах и пунктах временного содержания домашних животных. Таким образом, хозяева домашних животных обязаны их содержать в соответствии с их биологическими особенностями, а в случае заболевания предоставить ветеринарную помощь, а не выкинуть на улицу. Умерщвление домашних любимцев должно происходить гуманным способом.

Населению будет интересно и полезно узнать, что, согласно законопроекту, «не допускается выгул домашних животных на детских и спортивных площадках, на территориях образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания, за исключением случаев, когда нахождение домашних животных на соответствующих территориях связано с охраной указанных организаций». Каких-то ограничений в количестве домашних любимцев, их породе нет. Главное если завел дома животное, неси ответственность за него. Как было сказано на пресс-конференции, административные штрафы с населения составят от трех до пяти тысяч рублей, с должностных лиц – до десяти тысяч рублей. 15 июля оба законопроекта будут рассмотрены на заседании регионального правительства. А в силу они должны вступить с 1 января будущего года. Предполагается, что ежегодное финансирование составит 5800 тысяч рублей.

Они кусаются и заражают бешенством

В Ульяновской области количество людей, обратившихся за медицинской помощью по поводу укусов и других повреждений от животных, остается стабильно на высоком уровне. В среднем ежегодно регистрируется 3-3,5 тысячи случаев укусов. В 2007 году их было 4079, в 2008-м – 3833, в 2009-м – 3764, за шесть месяцев нынешнего года уже зафиксировано 1596 пострадавших.

Ежегодно около трех тысяч человек прививаются от такого страшного инфекционного заболевания, как бешенство. В нынешнем году в нашем регионе впервые за последние 15 лет был зарегистрирован случай бешенства. От укуса лисы пострадал житель Барышского района. Он обратился к врачам слишком поздно, через полтора месяца. Спасти мужчину медикам не удалось.

В целом по России за пять месяцев нынешнего года зафиксировано восемь случаев бешенства среди людей (в прошлом году – четыре случая) в шести субъектах России.

Виварий для собак

На территории факультета ветеринарии Ульяновской сельскохозяйственной академии строится виварий для собак (помещение для содержания преимущественно лабораторных животных, по данным БСЭ). Инициатором его создания выступила Елена Романова – профессор, доктор биологических наук, заведующая кафедрой биологии сельхозакадемии.

Поводом для этого стала прошлогодняя трагедия в учхозе, когда по указанию местной администрации отравленными дротиками уничтожали бродячих собак. На ученом совете сельхозакадемии вопрос был решен положительно. Содержать виварий будут за счет собственных средств, полученных от платных образовательных услуг, плюс помощь спонсоров. Как рассказал декан факультета ветеринарной медицины, доктор биологических наук, профессор сельхозакадемии Сергей Золотухин, начинать решили с малого. Виварий рассчитан на 30 вольеров, площадью по 10 квадратных метров. Там же разместятся теплая кухня и помещение для послеоперационной адаптации.

– Мы постарались совместить учебный процесс с решением проблемы бездомных домашних животных. Это бродячие собаки, живущие в учхозе, и те животные, которых приносят люди. В смете заложены содержание, кормление, лечение.

Здесь наши студенты будут учиться обращению с животными, вакцинации, кастрации и стерилизации. То есть мы совместим учебу и практику.

Животные здесь будут бесплатно находиться в течение месяца, за это время пройдут полное ветеринарное обследование, а потом будем их пристраивать в добрые руки.

Студенты уже помогли найти новых хозяев многим животным, которым в клинике ветеринарного факультета спасли жизнь. Елена Романова – настоящий доктор Айболит.

Дома у нее теперь семь собак. Приводит домой бывших своих четвероногих пациентов. А в клинике пока осталась трехногая дворняга Рада, красавица Найда, которую добрые люди подобрали полуживую, всеобщая любимица лапочка Бона – золотистый ретривер, собака очень редкой в России породы, завезена к нам в 1996 году из Англии. В Ульяновске только пять таких особей. А принесла ее, полуживую, хозяйка. Собаку укусил клещ. Лечение было очень дорогостоящим. Бону выходили. Теперь ей нужен хозяин, способный обеспечить ей достойную жизнь.

Если у сельхозакадемии все получится, то можно будет задуматься о коммерческих проектах – приютах, гостиницах для домашних животных, тем более что потребность в этом есть. А пока существование самого вивария напрямую зависит от платных услуг. Еще помогает соседняя птицефабрика, подбрасывает корм для собак.

Наталья Жидких