В Прогнозный план приватизации государственного имущества Ульяновской области внесены изменения, согласно которым планируется продать с аукциона газопроводы протяженностью около 1,86 тыс. км. Удастся ли правительству региона получить хорошую цену за свою собственность при условии, что покупатель будет всего один?

Об изменениях в плане приватизации сообщила на совещании у губернатора директор Департамента государственного имущества и земельных отношений Марина Водолазко. По ее словам, средства, полученные от приватизации, областное правительство планирует направить на строительство новых газопроводов. В настоящее время департаментом Водолазко проводится оценка имущества, выставленного на продажу. При этом, чиновники громогласно заявляют, что областные газопроводы будут проданы по рыночной цене! В чем у экспертов есть большие сомнения.

Ситуация с приватизацией государственных сетей в Ульяновской области повторяется из года в год и уже приобрела системный характер. Под предлогом получения денег на дальнейшую газификацию депутаты Ульяновского ЗСО периодически поднимают об этом вопрос. Так, например, в 2008 году на продажу уже выставлялись 2 тыс. км газопровода. Тогда, лишь несколько депутатов из партийного меньшинства выступили с робкими замечаниями, мол, население, на чьи деньги строились газопроводы, может возмутиться. Но их никто не послушал, а сейчас и подавно слушать не станут. Депутат ЗСО Алсу Балакишиева тогда призналась: «Покупатель будет один – Газпром, а нам другого и не надо, нам нужна государственная компания, которая синхронно будет вести газификацию и обслуживать эти сети».

Единственным возможным покупателем газовых сетей на территории Ульяновской области является Газпром, конкретно подконтрольное ему предприятие ООО «Ульяновскоблгаз», которое по факту уже эксплуатирует все эти трубопроводы, принадлежащие области. В настоящий момент ООО «Ульяновскоблгаз» представляет собой единый имущественно-производственный комплекс с общей протяженностью газораспределительных сетей 9285 тыс. км с объемом транспортируемого газа 2,3 миллиарда куб.м. Конкурентов у предприятия на территории нашей области просто нет. Возникает вопрос: станет ли Газпром переплачивать и покупать сети по некой «рыночной стоимости», если в аукционе все равно не будет других участников кроме него?

Что конкретно понимают под «рыночной стоимостью» чиновники, когда говорят об оценки имущества, не ясно. Известно, однако, что рыночная стоимость определяется тем, сколько может заплатить покупатель за товар. А Газпром собственно может ничего не платить, элементарно забрав сети за долги по теплу. Надо полагать, что речь идет лишь о жесте доброй воли со стороны газовиков, которые дадут области денег, которые опять же вернуться им, так как пойдут на строительство все тех же газопроводов. Ранее, еще до подписания губернатором поправок о приватизации, генеральный директор ООО «Ульяновскоблгаз» Владимир Камеко уже заявил, что в этом году в регионе будет построено два газопровода общей протяженностью 33,2 км до с. Архангельское Чердаклинского района и р.п. Измайлово Барышского района.

Приватизация газопроводов не является общепринятой практикой. Кроме Ульяновской области еще только в двух регионах (Тамбове и Омске) местные власти прибегали к данной процедуре. При этом наши соседи Татарстан, Мордовия, Чувашия газифицированы на 100%, Самарская область – на 90%. А мы, по данным самих газовиков, лишь на 62%. Причем набрать даже эти 62% с 47%, за последние 5 лет, удалось с большим трудом, во многом из-за отношений правительства Ульяновской области и Газпрома, которые нельзя назвать теплыми.

Конфликт разгорелся еще в 2004 году, сразу после победы на губернаторских выборах Сергея Морозова. Тогда в ответ на требования Газпрома отдать ему сети за долги, губернатор заявил о намерении вообще вывести из доверительного управления «Ульяновскгазсервис» (переименованное ныне в «Ульяновскоблгаз») газопроводы области и передать их специально для этого созданному государственному унитарному предприятию «Облгаз». Морозов возмущался тем, что имея в собственности газораспределительные сети на 660 млн. рублей, область «совершенно не участвует в управлении ими», но при этом несет убытки, связанные с их содержанием, на сумму 66 млн. рублей в год. Газпром, конечно же, использовал свой беспроигрышный козырь, пригрозил приостановить снабжение газом Ульяновска. С тех пор вопросов о том, кому будут принадлежать газораспределительные сети региона, больше не возникало.

Владимир Алексеев.