Сельхозугодия

Россия входит в первую пятёрку стран мира по площади пашни на душу населения. У нас 460 миллионов гектаров земель сельхозназначения. Но по эффективности их использования мы плетёмся в хвосте: производим только полтора процента сельхозпродукции. Попробуем разобраться в причинах сложившейся ситуации.

Земельная чехарда

Признано, что в стране слишком много простаивающих сельхозугодий. Использовать их по назначению мешает великое множество пробелов и противоречий в российском земельном законодательстве. В свою очередь, законодательные бреши берут своё начало с 90-х годов теперь уже прошлого столетия, когда в России пошла первая волна земельной реформы. Именно тогда четвёртую часть из 460 миллионов гектаров земель сельхозназначения отписали 12 миллионам крестьян, даже не спрашивая, нужна ли она им. Но дело даже не в этом. Землю раздавали не долями, а наделами, собственниками которых являлись сразу несколько десятков, а то и сотен человек. При этом границы участков не проводили ни в поле, ни в документах. Такая практика оказалась губительной. Когда крестьяне захотели стать владельцами земельных паёв, оказалось, что выделить свой участок из общей массы очень трудно, если, вообще, возможно.

По признанию председателя аграрного комитета Госдумы России Валентина Денисова, государство изначально не выстроило свои правила игры, в результате сегодня одна проблема тянет за собой другие. В силу разных причин, например, далеко не всем сельчанам нужна земля. Большинство из них не видят выгоды владеть земельной долей. Но отказаться от неё или подарить государству они, по Закону «Об обороте земель сельхозназначения», не могут. Другие давно покинули деревню или передали свои права на землю наследникам.

Сущая беда с так называемыми выморочными землями, то есть такими, которые давно и безвозвратно потеряли своих умерших хозяев. По Гражданскому кодексу России выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации. Но как государство должно вступить в права собственности, как учесть «выморочные» доли? Нет закона, который давал бы ответ на эти вопросы. Депутат полагает, что будет правильно передавать их в собственность муниципалитетов. Тогда процесс пойдёт без ошибок и остановок. Регионы с этой проблемой не справляются.

А пока что всё происходящее видится чехардой. Могут спросить: «Почему сами собственники не оформляют землю?» По Закону «О земельной реформе» использование земли у нас платное: землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом. Такое бремя собственности далеко не все могут и хотят нести. Не забудем при этом, что землеустроительные работы, неизбежные при выделении земельного участка, стоят в среднем от 5 до 15 тысяч рублей. У владельцев долей зачастую просто нет таких денег. Но и это не всё. Чтобы оформить свои права на земельный участок его владельцу потребуется много времени, в иных случаях почти год. Надо пройти согласительную процедуру с другими участниками общей долевой собственности. Организовать собрание дольщиков. Кто это должен сделать? Сами дольщики? Как, где, на какие средства, неизвестно. Для людей пожилых это, как правило, задачи неподъёмной сложности, а их дети разъехались кто куда. Валентин Денисов не скрывает: «С точки зрения многих владельцев долей, затраты на выделение земельного участка и оформление его в собственность выше доходов, которые можно получить от использования этой земли». А что в итоге? На конец прошлого года собственные участки смогли выделить только 1,4 миллиона человек, которым, в общей сложности, принадлежит всего 18 миллионов гектаров земли. Тем временем число невостребованных участков растёт: их общая площадь достигла более 22 миллионов гектаров. Дело порой доходит до потери социального контроля над территориями. Выходит боком и «щедрость» советских времён. Сегодня в России полтора десятка категорий земель сельхозназначения. Федеральных земель, как их называют, очень много и в Ульяновской области. Лучше других об этом знают в Базарносызганском, Инзенском, Тереньгульском и некоторых других районах. «Федералы» не платят налоги за эту землю, а потому отношение у них к ней, мягко говоря, прохладное.

Потерянный в кабинетах Закон

Сделан первый шаг, который призван залатать правовые бреши и решить большинство из перечисленных сегодня проблем. Им является Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон – авт.). Есть необходимость подробно остановиться на его основных положениях.

Закон значительно упрощает процедуру выделения земельных паёв из общей доли. Теперь не надо, как прежде, обеспечивать для проведения общего собрания явку всех без исключения совладельцев земли. Достаточно 20% голосов или размещения в газете объявления о выделении конкретного участка. Собственник получит право на него, если в течение месяца от других пайщиков не поступит возражений. В крайнем случае, вопрос о выделении земли можно будет решить через суд.

Тяжёлые времена ждут владельцев, которые используют принадлежащие им земли не по назначению или не используют вовсе. Чтобы жизнь им не казалось мёдом, налог за неэффективное использование земель увеличивается с 0,3 до 1,2% кадастровой стоимости «непрофильных участков».

По мнению Валентина Денисова, у депутатов возглавляемого им комитета есть намерение подключить к процессу регистрации прав собственности на землю муниципальные власти. В противном случае оформление земельных долей может затянуться ещё на 10-15 лет. Между тем задача – чтобы земля работала – требует наискорейшего решения. Вот почему необходимо законодательно установить, что организаторами первых собраний собственников земельных долей должны выступать органы местного самоуправления. В свою очередь, на таких собраниях утверждаются перечни невостребованных земельных долей, а суд признаёт их муниципальной собственностью.

Расчёты показывают, что таким образом муниципалитетам перейдёт 22 миллиона гектаров невостребованных долей. Если затем их продать за 15% от кадастровой стоимости, такова средняя планка по России, местные бюджеты заработают 55 миллиардов рублей, тогда как их затраты на проведение собраний, межевание и кадастровый учёт не превысят девяти миллиардов. Говоря иначе, у муниципалитетов появится серьёзный источник пополнения своих бюджетов и очень хороший стимул работы с дольщиками.

Спустимся, однако, с заоблачных высот на грешную землю. Как уже было упомянуто ранее, Закон был принят Госдумой России в первом чтении много месяцев назад и до сих пор лежит без движения в кабинетах власти.

И так на поддержку села расходуется лишь около одного процента госбюджета, тогда как аграрии Европы получают в 22 раза больше, финансирование программ социального развития села срезано с 21 до 7 миллиардов рублей. Теперь ещё выясняется, что земли сельхозназначения можно пускать на любые цели, кроме главной – выращивать на них хлеб.

Сергей Тихонов