Павел СЕВЕРОВ

Если в 1991 г. у нас в области числись на ходу 1 583 автобуса, к концу 2001 г. уже 992 машины, то в 2006 г. в области были способны перевозить пассажиров только 493 автобуса. Да и эти в основном ездили на честном слове.

Такое катастрофическое состояние автобусного парка вынудило областное руководство принять программу обновления общественного транспорта, рассчитанную на 2007 – 2011 гг. В ее рамках в течение 5 лет планировалось приобрести 354 автобуса на общую сумму в 290 млн. рублей.

В апреле 2007 г. на маршруте №30 появились два десятка автобусов украинской сборки «ISUZU -BOGDAN», купленные по программе обновления транспорта. В СМИ тогда запестрели сообщения о том, что они помогут сбить размер платы за проезд у частников. Этого не произошло. Напротив, вскоре цена проезда в муниципальных автобусах по Ульяновску выросла с 10 до 12 рублей. А «ISUZU -BOGDAN» оказались столь низкого качества, что в дальнейшем от их покупки пришлось отказаться.

Было решено закупать по лизингу отечественные автобусы марок «ЛИАЗ-ГАЛАЗ» и «Аврора», вмещающие до 100 пассажиров, и «ПАЗ-3205». На их приобретение планировалось выделить уже 409 млн. рублей, при этом количество машин сократилось с 354 до 259. Всего по программе были приобретены только 153 автобуса. Завершилась так до конца и не выполненная программа в 2009 г., да еще и со скандалом, поскольку ряд АТП области не выплачивал деньги за приобретенную технику. В дело вмешалась даже Счетная палата РФ, аудиторы которой подтвердили, что лизинговая компания недополучила 20 млн. рублей и для области есть реальная опасность лишиться 103 уже приобретенных по лизингу автобусов.

В областном руководстве было принято решение об отказе от дальнейшего сотрудничества с этой компанией. В поисках поставщика автобусов взоры обратились на восток. Партнеры нашлись в китайской провинции – побратиме Хунань. В начале июля этого года, во время поездки в КНР мэра Александра Пинкова, завершилась серия переговоров с китайцами, результатом которой стало решение о запуске в Ульяновске на базе УЗТС китайского завода по сборке автобусов «BAU-STREET». Планируется до конца года выпустить 300 машин для муниципальных АТП.

Качество этих автобусов показали испытания, которые прошли весной этого года на маршруте №105. К машине, уже получившей сертификат, испытатели предъявили массу претензий, устранение которых потребует серьезной переделки многого – от внесения изменений в рабочее место водителя до расширения дверей в салоне автобуса.

Сегодня китайские производители соблазняют ульяновские власти обещаниями создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные денежные поступления в бюджет и низкой ценой на свое изделие. Но останется ли цена такой, если большая часть автобусного парка области будет заменена машинами «BAU-STREET» и ей подобными? Да еще если их сервисное обслуживание будет подсажено «на китайскую иглу»? К тому же двигатель автобуса работает на дизтопливе, что втрое дороже газа. Так что, купив относительно недорогие не особо качественные автобусы, руководство области и муниципальных АТП рискует сильно потратиться на их эксплуатацию, что может свести экономический эффект от использования этих автобусов к нулю. Вопросы об увеличении количества рабочих мест и денежных поступлениях в бюджет тоже весьма туманны. Маловероятно, что со столь некачественной машиной китайцам удастся найти свою нишу на автобусном рынке России. А это ставит под сомнение сбыт продукции, зарплату и выплаты в бюджет.

Несмотря на очевидные недостатки «китайского» проекта, мэр Александр Пинков заявил, что китайские автобусы помогут в течение 5 лет вытеснить с рынка пассажирских автоперевозок Ульяновска 70% маршрутных «Газелей». Стало быть, родилась новая программа обновления транспорта, рассчитанная до 2015 года? Что-то подсказывает – мэру удастся вытеснить малоуправляемых частников с городских маршрутов. Но станут ли цены в общественном транспорте приемлемыми для небогатого в основной своей массе ульяновского населения, станет ли сам транспорт более комфортным? Или ульяновцам вновь придется зимой подолгу мерзнуть на остановках, а летом париться в битком набитых автобусах? И выиграют от реализации проекта китайский автопром и группа российских чиновников, его протолкнувшая.