В Ульяновском театре драмы ищут главного режиссера
«Он выстроил свой театр-дом» – так говорили о нем столичные критики, не пропускавшие ни одной значимой премьеры режиссера Юрия Копылова в Ульяновском театре драмы. И вместе с коллегами по театру щедро раздававшие самые яркие и возвышенные оценки его творчеству. И уверявшие, что без Копылова ульяновский театр вряд ли бы так мощно «прозвучал» по всей России. Собственно, они были правы. Но все когда-то становится прошлым…
На днях на заседании наблюдательного совета были внесены изменения в Устав автономного учреждения «Ульяновский областной драматический театр имени И.А. Гончарова». И связаны они были только с одной личностью – Юрием Семеновичем Копыловым, человеком, который более двух десятков лет создавал, строил, творил на ульяновской сцене. Мастер со сцены ушел…
Есть закулисные разговоры. Есть неофициальные слухи. Есть официальная версия. Именно ее озвучили через местную прессу – «по состоянию здоровья». Но как бы ни звучали официальные формулировки – пусть даже они соответствуют истинному положению дел, – по сути это означает: Копылова сняли с поста художественного руководителя. И публично этот факт озвучивают с извинительно-оправдательными интонациями. Все выглядит логично до скуки. Причина? Не секрет, что Юрий Семенович давно и серьезно болен. Толчок для принятого решения? Окончание театрального сезона, когда работы в театре немного. Инициаторы? Собрались представители художественного совета театра и областного департамента культуры и, объединив свои желания и предложения, поняли: пришло время четких действий. После чего состоялся разговор с Копыловым, как говорится, «решение довели до его сведения».
Наверно, такие люди должны сами решать, когда им стоит закрыть двери своего дома. Но, видимо, очень трудно уйти вовремя. По разным причинам. Юрий Семенович Копылов, бесспорно, – личность талантливая, художник масштабный. Но человек, в чьих руках дело по имени Театр, не может не быть жестким, властным, упрямым. А власть – искушает, об этом сам Юрий Копылов очень пронзительно поведал в спектакле «Дьявол и Господь Бог». И у тех, кто попадает под бремя власти, накапливаются усталость, обиды, разочарования…
Конечно, схема передачи театра в другие творческие «руки» достаточно продумана. Дело в том, что в России существуют две системы управления театром – единоначалие и двуначалие. Три четверти коллективов страны работают по первому принципу. Наш театр до последнего времени – по второму, то есть было два начальника: художественный руководитель и директор. Теперь мы присоединились к первым. Наблюдательный совет вывел должность худрука из структуры управления театром и ввел должность главного режиссера. Объяснили это тем, что сегодня найти худрука сложнее, чем главрежа. Органами управления театра являются – в меру своей компетенции – наблюдательный совет, общее собрание коллектива и директор (кстати, главреж будет подчиняться последнему). Главреж также возглавит худсовет, который будет осуществлять художественное управление театром.
На должность главрежа объявлен конкурс, материалы направлены в Министерство культуры России и Союз театральных деятелей России. Решающее слово при выборе кандидатуры – за учредителем, то бишь за областным департаментом культуры и «единоначальным» руководством театра. В департаменте культуры и в театре надеются, что будет из кого выбирать, что выбор будет объективен (хотя кто может дать прогноз, как, что и зачем будет делать по-настоящему творческая личность?), что не будет противостояния нового главрежа и худсовета. Ведь придется решать серьезные репертуарные проблемы, во многом зависящие от состояния труппы. Театралы знают, что у нас есть перспективная молодежь, есть уважаемые мастера старшего поколения. А вот среднее поколение артистов – «черная дыра». Многих не удержали, поманили их в «края далекие» большие роли, большие деньги, большая слава… Есть проблемы и с мужской частью труппы. Новому главрежу придется несладко.
Кстати, он придет во вполне экономически благополучный театр. Упомянутый наблюдательный совет подвел итоги финансово-хозяйственной деятельности театра и выполнения, государственного задания за I полугодие, и деятельность эта, как сказала директор департамента культуры и архивного дела области Татьяна Ившина, порадовала. Все производственные показатели – спектакли на стационаре и выездные, заполняемость зрительного зала, обновляемость репертуара – выполнены в полном объеме. За I полугодие получено 23 миллиона рублей доходов, израсходовано – 20. Остаток пошел на оплату отпускных работникам театра.
Более того, уже спланирована и расписана творческая деятельность коллектива на первые осенние месяцы. Со спектаклем «Три сестры» наш театр примет участие во Всероссийском театральном форуме «Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» во Владимире. В конце сентября – едет в столицу на фестиваль «ПостЕфремовское пространство», где покажет все свои постановки по произведениям Гончарова: премьеру спектакля «Фрегат «Паллада» (его ставит молодой московский режиссер Сергей Тюжин) и «Трилогию страсти» («Обыкновенная история», Обрыв», «Обломов»). 2 октября откроется новый, 225-й сезон. А уже в ноябре пройдет очередной традиционный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене».
Так что вряд ли в первые же месяцы нового сезона мы сможем уловить, куда дует ветер перемен. Пока ясно только одно – в театре закончилась эпоха Юрия Копылова, «режиссера почти уникальной сегодня культуры и мощи мышления», как писала московский критик Наталья Старосельская. Закончилась эпоха с мучительными поисками, философскими размышлениями, феерическими взлетами, оглушающими неудачами, стремлением дойти до сути. Можно, конечно, долго говорить о продолжении традиций, о верности классическому репертуару и проч. Но все-таки это будет другой театр. И, наверное, его станут сравнивать с копыловским – что неизбежно. Но столь же неизбежно, что у другого театра появятся другие цели, идеи, поклонники. Может, в этом и есть секрет бессмертия Театра и его неисчерпаемой привлекательности. Театр то раскручивается по спирали, то делает неожиданный поворот, то семенит мелкими шагами, то перелетает через пропасть, то забредает в тупик. Но живет! И перемены в театре – всегда надежда, всегда любопытство, всегда легкое беспокойство души.
Копылову придумали новую должность – президент театра. Но почему-то настойчиво память возвращает одно из самых потрясающих театральных впечатлений – копыловский спектакль «Дьявол и Господь Бог». Спектакль об искушающей и иссушающей силе власти. О сладком зле и горьком добре. О том, что ад не вне нас, ад – мы сами… Потому так трудно быть дьяволом, когда так хочется быть человеком. Так трудно быть человеком, когда хочется быть Богом. Так трудно быть Богом, когда душу сжигает дьявольский соблазн.
Пусть думает об этом тот, кто перешагнет порог театра. Если, конечно, он захочет построить свой дом.
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ
СПРАВКА ВРЕМЕНА.РУ
БИОГРАФИЯ
Юрий Семенович Копылов – народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии России, лауреат международной премии К. С. Станиславского, профессор кафедры факультета культуры и искусства при УлГУ. Родился в 1942 г. в Краснодаре. Окончил Свердловское театральное училище и режиссерский факультет ЛГИТМиКа им. Н.К. Черкасова. Работал артистом в Амурском драматическом театре, режиссером в Красноярском ТЮЗе и Саратовском академическом театре им. К. Маркса, художественным руководителем Владимирского драматического театра. Создатель и организатор Орловского ТЮЗа.
СПЕКТАКЛИ
В 1987 г. Юрий Копылов был назначен художественным руководителем Ульяновского драмтеатра. Самые известные постановки: «Медея», «Привидения», «Ужасные родители», «Волки и овцы», «Шлюк и Яу», «Монархи», «Ричард II», «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Король Лир», «Тартюф», «Хозяйка гостиницы», «Дьявол и Господь Бог». За спектакли «Генрих IV», «Обрыв», «Лев зимой» ему присуждена Государственная премия РФ (2001 г.).
Ирина ЯНКО, заслуженная артистка России:
– Это было непростое и очень болезненное решение – и для Юрия Семеновича, и для коллектива. Юрий Семенович много сделал для нашего театра, но все-таки нужно понимать, что болезнь у него серьезная и ему физически тяжело стоять на посту руководителя, выполнять тот объем работы, который должен выполнять худрук. А главный режиссер и тем более художественный руководитель – это все-таки должности, которые предполагают, что человек постоянно находится в театре, общается с каждым работником театра. Наверное, ему лучше быть советчиком в творческом процессе. Для коллектива это будет полезно. Президент – звучит красиво и почетно. И эта должность позволит ему не прерывать свои отношения с театром, которому он отдал 23 года.
Клара ШАДЬКО, народная артистка России:
– Театр – это такой организм, который так же, как и человек, рождается, растет, претерпевает изменения, переживает успехи, взлеты, болеет, стареет. Даже любой спектакль уже с премьеры начинает умирать. Так что все закономерно. В последние годы наш театр пережил большие потери. Уехал Валерий Шейман. Ушел из жизни Борис Александров. Многие спектакли мы потеряли. Это очень крепкие актеры, которых нельзя заменить, которые несли на своих плечах огромную нагрузку. Театру пришлось менять репертуарную политику. Этот процесс быстро идти не может. Ситуация у нас сегодня нелегкая, и труппа это прекрасно осознает. Театр требует какой-то перестройки. И находимся в хорошем тонусе, понимаем, что должны держать планку, не потерять того, что накопили. И не собираемся жаловаться и плакать, а хотим расти в художественном плане.
Татьяна ИВШИНА, директор департамента культуры и архивного дела Ульяновской области:
– Сказать, что это было легкое решение, которое далось нам всем играючи, я не могу. Оно требовало определенных усилий, решимости. Думаю, что и от Копылова это потребовало досточного количества усилий, хотя Юрий Семенович сказал, что уже два года назад он думал об изменении своего статуса, потому что, к сожалению, возраст и болезни берут свое. Будет ли Юрий Семенович ставить спектакли в нашем театре? У него такие мысли есть. При формировании репертуара мы будем этот вопрос обязательно обсуждать. Сейчас вырабатывается тот должностной регламент, который будет у президента театра. Свои предложения Юрий Семенович изложил письменно. Обсудим. Надо, чтобы это устраивало и Копылова, и руководство, и меня, как представителя департамента.