В борьбе с уличными торговцами, которую развернули городские власти, вскрылись проблемы организационного свойства, которые самим властям и приходится решать. В частности, сгоняя с улиц и переулков «ящичную торговлю», взамен надо предлагать более цивилизованные места и формы торговли. Тут-то и обнаружилось, что необходимо открыть и обустроить новые места на рынках, расширить зону сезонной торговли, предусмотреть механизм льгот для тех самых малоимущих и пенсионеров, весь «оборот» торговли у которых порой не превышает десятка-другого рублей. Волей-неволей приходится и критически оценивать состояние тех самых рынков, что известны как «Центральный», «Южный», «Заволжский» и прочие. И когда это было сделано, то есть власти вошли в «плотные слои торговой атмосферы», оказалось, что и на действующих «цивилизованных» рынках проблем хоть отбавляй.

Так, исполняющий обязанности главы Железнодорожного района Виктор Воронков, побывавший б июля в составе проверочной бригады на «Южном», пришел к выводу, что надо рядом открывать «зеленый» рынок минимум на 15-20 мест. Возле рынка у магазина «Заря», по его словам, неорганизованные продавцы находят пятачки и торгуют той же зеленью. Первый заместитель мэра Сергей Панчин сказал еще откровеннее – мол, на «Южный» рынок даже заходить неприятно. Другой первый заместитель мэра Александр Елюкин обозначил проблему бесплатных социальных мест, о которых говорилось ранее: «Все оказалось не так красиво, как нарисовали… Эти места надо как-то обозначить… Если совсем бесплатно нельзя по Налоговому кодексу, надо брать 10 рублей хотя бы…».

Если к этому добавить высказывание одного из продавцов из тех, что торгуют на стихийном, но достаточно популярном рынке на пересечении проспекта 50-летия ВЛКСМ и улицы Полбина в Засвияжье, можно лишь развести руками. Оказывается, туалетом раньше служил заброшенный пристрой к жилому дому, а теперь его наглухо забронировали железными дверями и приходится терпеть, потому как негде справить нужду.

Словом, забот у власти прибавляется пропорционально успехам на фронте борьбы с несанкционированной торговлей. Чтобы посмотреть, как реализуется тезис о «почти бесплатных социальных местах», мы посетили Центральный рынок в самый разгар торгового дня. Узкая полоса, отведенная для торговли овощами, фруктами и ягодами, кишела людьми. Львиную долю мест, причем лучших, с точки зрения самих же продавцов, занимали перекупщики. У них серьезные обороты, но и арендная плата высокая – от 4 до 10 тысяч рублей в месяц. Лишь в конце этой оживленной полосы удалось найти тех, ради кого мы, собственно, и пришли. Вот бабушка с тремя пучками укропа, у другой – три банки малины. В разговоре с ними выяснилось, что плату за торговое место взимают в зависимости от объема и вида товара. С первой не взяли ничего, другая заплатила десять рублей. Обе занимают скромную площадь прилавка, не более полуметра. Таких продавцов мы насчитали с десяток. Размер их платы – от 10 до 30 рублей. Они понимают свою скромную роль в рыночном размахе. Сетуют лишь на то, что лучшие места не для таких, как они. «Туда только сунься, сразу прогонят…».

Главный вывод по итогам выхода на главный рынок города: количество мест ограничено, и если туда прибудут еще несколько десятков продавцов, им негде будет приткнуться. А так было бы непременно, если бы не засушливый малоурожайный сезон. Крытый павильон, когда-то построенный для продукции садов-огородов, теперь занимают мебельные; хозяйственные и прочие ряды. Рядом строится еще один торговый комплекс. Чем там будут торговать, неизвестно, но вряд ли там найдется место для сезонной торговли овощами и фруктами.

Лет десять назад наши городские власти недоумевали, почему ульяновский Центральный рынок приносит в бюджет крохи в сравнении, скажем, с пензенским. Внятный ответ так и не был получен. Потом рынок приватизировали. Что он приносит сегодня, никто не озвучивает. В принципе любопытно, насколько нынешние собственники пополняют местный и региональный бюджеты. А применительно к теме можно сказать, что самая оживленная сезонная торговля оказалась оттесненной на периферию и занимает скромную площадь. И если серьезно ставить вопрос об изгнании уличных торговцев, то надо думать и о расширении их зоны, которая когда-то господствовала на рынке.

Владимир ПИЛЬНЕВ