Громкий проект по строительству дирижаблей может обернуться пустой тратой денег

Виктория Чернышева

Правительство Ульяновской области одобрило целевую программу “Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов (АТЛА)” на 2010-2014 годы. В ее рамках на строительство “летающих тарелок” (а дирижабли – термостаты выглядят именно так, инопланетно) большой грузоподъемности должно уйти 300 миллионов бюджетных рублей. Однако эксперты сильно сомневаются в принципиальной осуществимости этого проекта.

“Скоро будем летать в область на дирижаблях” – эта шутка уже давно в ходу у ульяновских чиновников. “Летающие тарелки” заняли достойное место в ряду проектов, появившихся на свет на родине Ленина – Дня зачатия, акции “Роди патриота” и введения “сухих дней”, в течение которых спиртное не продается вообще.

Инвестор, предложивший губернатору региона Сергею Морозову стать “главным по тарелочкам” – ЗАО “ОКБ “Локомоскай”. С этой компанией власти подписали на МАКСе-2009 соглашение о сотрудничестве. За словом дело не стало: в конце прошлого года Морозов рассказал о грандиозном проекте президенту РФ Дмитрию Медведеву, проводившему в Ульяновске заседание Госсовета.

Эффект от строительства АТЛА, если верить программе обещан просто фантастический. В регионе должны появиться 800 новых рабочих мест; дополнительные поступления в бюджет по налогу на прибыль от реализации и эксплуатации только одной “тарелки” грузоподъемностью 600 тонн, по планам, составят до 120 миллионов рублей в год. Предполагается, что производство дирижаблей принесет дивиденды и местным предприятиям и организациям. Например, заказ на серийный выпуск деталей, узлов и оборудования на самолетостроительном заводе “Авиастар-СП” составит до 400 миллионов рублей.

Перспективы, открывающиеся для Ульяновска и всей России, неуловимо напоминают знаменитый проект “Нью-Васюки”: в регион приезжает молодежь, заинтересованная в работе над новым видом транспорта. В вузах появляются новые специальности по летной эксплуатации и наземному обслуживанию АТЛА. Сибирь и прочие отдаленные районы наконец-то становятся доступными: дирижаблям, как известно, взлетно-посадочная полоса не нужна. А АТЛА, по мнению “локомоскаевцев”, может не только перевозить крупногабаритные грузы (в том числе, например, нефтяные вышки в уже собранном состоянии), но еще и вести мониторинг и контроль разнообразных проектов при помощи сканирующей аппаратуры…

– Сравните сами: самолет Ил-76 имеет грузовой отсек площадью чуть более 83 квадратных метров. Его объем – 288,2 кубометра. Площадь же грузовой платформы АТЛА-40 – 135 квадратных метров, а объем – 790. Разница ощутимая, – заявил на представлении проекта в правительстве Ульяновской области руководитель “Локомоская” Кирилл Лятс.

Проект для нашей страны, с ее огромными неосвоенными просторами, действительно революционный. Если бы не одно “но”. По мнению экспертов, дирижаблей, способных перевозить тяжелые грузы, в мире пока не существует.

– Ульяновские власти очень серьезно рискуют свое репутацией, пытаясь связаться с компанией, не имеющей ни собственных разработок, ни опыта. Да, есть красивая картинка, интересная идея, возможно, правильная. Но технической подоплеки у нее никакой, – рассказал корреспонденту “РГ” председатель Совета директоров НПО “РосАэроСистемы” Геннадий Верба.

По его словам, в активе “Локомоскай” – только семиметровый макет “летающей тарелки”, построенный с помощью специалистов Московского авиационного института. Именно этот дирижабль демонстрировался на том самом МАКСе, где и было подписано соглашение с Морозовым. Грузоподъемность модели – 20 килограммов. Верба утверждает, что по сей день конструкторы еще не придумали, как сделать так, чтобы дирижабли могли перевозить многотонные грузы.

– Хотя попыток было много, – продолжает Верба. – Поясню: воздушный аппарат, доставляя груз, положим, весом в 600 тонн, его выгружает. И в тот же момент становится на 600 тонн легче. “Локомоскай” предлагает решить эту проблему так – выпустить горячий воздух. Но чтобы поднять такой груз, нужен объем в несколько миллионов кубометров. Горячий воздух менее эффективен, чем гелий или водород. Какова же должна быть при этом площадь дирижабля? На сегодняшний день не существует материалов, из которых можно было бы изготовить такую конструкцию. Плюс сама форма – на мой взгляд, “тарелка” выглядит привлекательно. Это красиво, но, увы, не функционально.

Эксперт опасается, что АТЛА может повторить судьбу другого воздушного “чуда”, на которые возлагались большие надежды – термоплана. Проект, родившийся на стыке двух эпох, в начале 90-х, стал скандальным. Вокруг термоплана образовалось много фирм, которые сумели вырвать колоссальные деньги из многих структур и организаций. В том числе, руководства некоторых регионов. Однако было признано, что это “неоптимальная” идея: поставленных перед ним задач термоплан выполнить не сможет.

Кстати, Ульяновск тоже участвовал в том проекте. На “Авиастаре” формировалась производственная и летно-испытательная база термопланов. В начале 90-х на авиазаводе построили и готовили к летным испытаниям действующую модель воздушного агрегата диаметром 40 метров. Он назывался АЛА-40. Говорят, он до сих пор стоит в одном из авиастаровских цехов…

– Я отношусь к Морозову с большим уважением. То, что ульяновские власти хотят заниматься дирижаблями, это здорово. Но здесь должна быть открытая дискуссия, с привлечением специалистов в этой области, которые уже что-то построили. Насколько мне известно, “Локомоскай”, в рамках авиационного форума, который пройдет в Ульяновске, проводят круглый стол по транспортному дирижаблестроению. Но очень избирательно приглашают туда людей. И это настораживает. Видимо, организаторы пытаются избежать ненужных дискуссий, – считает Верба.

Так что есть опасения, что громкий проект может обернуться “мыльным пузырем” – радужным, красивым, но грозящим в любой момент лопнуть.

Справка “РГ”

В “Локомоскае” АТЛА называют дирижаблем нового поколения. “Термобалластируемый” означает, что кроме объемов для гелия, в аппарате присутствует полость, которая заполняется теплым или холодным воздухом. Это должно позволить контролировать подъемную силу. Передвигаться АТЛА будет при помощи электродвигателей. По краям аппарата будут располагаться небольшие крылья, создающие подъемную силу. Дискообразная форма, как утверждают автора проекта, позволяет обеспечить устойчивость перед порывами ветра, если аппарат зависнет над определенной точкой. “Пилотный” образец АТЛА должен иметь грузоподъемность в 60 тонн.

А в это время

Уполномоченный по борьбе с коррупцией Ульяновской области провел экспертизу областной целевой программы по строительству “летающих тарелок”. Результат неутешительный: документ содержит коррупциогенные факторы. По мнению уполномоченного, в программе содержится ряд мероприятий, стоимость осуществления которых ничем не обоснована и не подтверждена. Нет никаких расчетов, позволяющих сделать вывод о необходимости выделения бюджетных средств на: анализ действующих нормативных документов по организации воздушного движения в РФ на предмет их применимости к АТЛА; подготовку законодательных инициатив для внесения их на рассмотрение в Госдуму; разработку и изготовление модели демонстратора технологий АТЛА; проведение первой международной конференции “Дирижаблестроение-2010”; выпуск периодического издания “Вестник воздухоплавания”.