30 июня 2010 года в 15.00 в Ульяновском областном художественном музее открылась выставка «ЛЕНИНИАНА. Мифы и реальность», посвященная 140-летию со дня рождения В.И. Ленина и приуроченная к 40-летию открытия галереи «В.И. Ленин в изобразительном искусстве» (ныне Музей современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова). На открытие выставки присутствовали: известный историк, краевед, исследователь биографии Ленина Жорес Трофимов; заслуженный художник России, председатель правления Ульяновской региональной организации ВТОО «Союз художников России» А. Егуткин; известный ульяновский художник, член ВТОО «Союз художников России» В. Бобыльков, ведущий методист ОГУК «Мемориал» В. Ефремова, которые в своих выступлениях выразили свое отношение к теме Ленинианы в советском искусстве.
Лениниана – пример сотворенного мифа в искусстве. Образ Ленина – знаковая фигура революционной эпохи – дошел до нас в виде мифологизированных артефактов. В станковой живописи и скульптуре, в декоративно-прикладном искусстве образ вождя мирового пролетариата тиражировался многократно и представлен на выставке в работах художников разных поколений. В произведениях зримо развертывается эпоха героическая, полная драматизма и борьбы.
Ряд полотен рассказывает о симбирском периоде жизни В.И. Ульянова. Это, прежде всего, работа Н.Н. Галахова «В.И. Ленин-студент на Волге». Это полотно – одна из наиболее серьезных работ о юности великого революционера.
Серия картин посвящена теме «Ленин и революция». Представлены работы известных советских живописцев М.М. Божия, М.М. Девятова, А.Д. Шибнева. Мы видим Ленина во главе революционного отряда рабочих и крестьян, выступающего на съезде, и наедине с самим собой, на берегу бушующей Невы. Ульяновский живописец А.И. Дягилев обращается в картине «Мятежный Симбирск» к героическим эпизодам революционного Симбирска, к историческим личностям прошлого. Большой заслугой В.А. Серова является удачное решение образа вождя мирового пролетариата – оратора и трибуна – в картине «Ленин провозглашает Советскую власть». Его фигура является стержнем всей композиции, знаменитый ленинский «указующий» жест подчеркивает кульминацию момента, утверждая новую власть и вызывая воодушевление масс.
Суровым годам революции посвятил свое полотно «Годы боевые» классик отечественного искусства XX века Е.Е. Моисеенко. Произведение стало новым словом в решении традиционной для советского искусства темы, это своеобразная баллада в живописи. Картина проникнута взволнованной авторской интонацией, пронзительно тревожной, разными гранями представляя романтический дух революционной эпохи. Передать духовный мир человека – труднейшая творческая задача, которая решается в работе В. Ставицкого «Портрет В.И. Ленина».
Изобразительная Лениниана Ульяновского областного художественного музея, представленная на выставке художниками разных поколений в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, ярко демонстрирует высочайший уровень мастеров советской эпохи и неиссякаемый интерес к этой теме в искусстве.