Проводить «контрольные закупки» государственных и муниципальных услуг, возможно, вскоре смогут не специально откомандированные сотрудники органов власти, а простые ульяновцы.

Аппарат областного правительства увлекся проведением «контрольных закупок» государственных и муниципальных услуг. Но откомандированные чиновниками проверяющие могут увидеть лишь проблемы, лежащие на поверхности. Для более глубокого погружения и выявления более серьезных нарушений необходимы либо средства для привлечения экспертов, либо помощь обычных ульяновцев, приходящих к чиновникам за госуслугами в силу необходимости.

Государственные и муниципальные услуги – для большинства населения области эти термины звучат непонятной казенщиной. Но на самом деле за получением таких услуг ежедневно обращаются сотни ульяновцев. Это и оформление субсидий и справок, и выделение земельных участков, и приватизация жилья, и получение лицензий, и многое другое. При виде этого списка большинство ульяновцев скривят рот. Те, кому приходилось обращаться за оформлением всевозможных документов в органы власти, наверняка, вспомнят очереди и необходимость по нескольку раз обращаться к чиновнику, чтобы собрать наконец кипу необходимых документов, а некоторые получатели услуг смогут рассказать и о случаях коррупции. Те, кому обращаться к чиновникам давно не приходилось, об очередях, неразберихе и взятках для повышения скорости прохождения бумаг по инстанциям знают по слухам.

О существовании этих проблем давно известно и властям. Чтобы их решить, предпринимается немало. К примеру, постепенно услуги должны переходить в электронный вид. Курсирование документов в электронной сети должно снизить вероятность коррупции и победить очереди.

Принцип «единого окна» в многофункциональном центре и инфокиосках – устранить необходимость бегать по разным инстанциям. Но пока до полного осуществления всех этих инициатив далеко. Для начала нужно хотя бы составить административные регламенты для всех услуг – документы, в которых будет прописан порядок предоставления услуги и которым должны будут следовать чиновники при обращении граждан.

В нашей области как раз идет процесс внедрения административных регламентов. Аппарат облправительства, следящий за этим процессом, кроме изучения отчетов об их внедрении, решил еще и выйти «в поле». Под видом обычных посетителей решено было посылать к работающим с гражданами чиновникам специальных проверяющих.

Первая такая «контрольная закупка» состоялась в марте. Итоги ее оказались неутешительными – в то время как в одних органах власти засланных посетителей привечали и консультировали, в других их ждало хамство или вообще отсутствие специалистов на месте. Верхом чиновничьего «гостеприимства» стало ведомство, в котором чиновник в присутствии посетителя, ждавшего консультацию, оделся и без объяснений куда-то ушел.

Вторую «закупку» провели в конце июня. Ее специально организовали в два дня, рассказала на совещании, посвященном итогам проверки, руководитель аппарата облправительства Светлана Опенышева. Проверяющие таким образом пытались опередить проверяемых действовать внезапно и быстро, чтобы те не могли узнать, когда ждать подставных посетителей и мило им улыбаться.

Итоги второй проверки, прошедшей в областных и муниципальных органах, по информации начальника отдела административной реформы Ярослава Егорова, тоже оказались неровными. К некоторым органам власти проверяющие придрались, можно сказать, по мелочам, к другим вопросов стало больше, чем по итогам первой проверки.

Так, среди отстающих оказался комитет по управлению земельными ресурсами мэрии Ульяновска. В нем проверяющие не только пообщались со специалистами, но и опросили посетителей. Те рассказали: чтобы лишь подать документы, к чиновникам приходится ходить до 15 раз. Возникли вопросы и к соцзащите – для ее проверки выехали в Ишеевку, где выяснилось, что в районах с обслуживанием просящего помощи населения гораздо хуже, чем в городе.

Между тем можно с уверенностью утверждать, что проверяющие выявляют только верхний слой проблем. Приходя за услугой, они пытаются получить консультацию и ознакомиться с административным регламентом, который, согласно законам, должен быть доступен всем желающим. Саму же услугу «засланные» посетители не получают, а именно в процессе оформления, сдачи и рассмотрения документов кроются и волокита, и коррупционные факторы.

По информации Ярослава Егорова, планируется, что более глубоким погружением в получение самых популярных и сложных услуг, в том числе связанных с оформлением земли, займутся специальные нанятые аудиторы. Кроме них, на совещании предложили привлекать к «контрольным закупкам» обычных граждан, приходящих за услугами в силу необходимости. Ведь кто, как не они, сталкивается со всеми прелестями общения с государством. К сожалению, конкретных предложений по привлечению населения к проверкам на совещании выработано не было. Прозвучала информация о том, что на сайтах органов, оказывающих услуги, должны быть открыты своеобразные книги жалоб и предложений, но интернет сможет охватить лишь малую часть потенциальных помощников властей.

К примеру, большинство получателей услуг соцзащиты с работой в сети практически не знакомы. Очевидно, нужно выработать более доступные для населения методы, и тогда, наверняка, власти смогут увидеть реальную ситуацию. Если, конечно, захотят. А то пока, к примеру, на одном из Советов безопасности области сообщалось, что во всех органах власти открыты «горячие линии» для борьбы с коррупцией, но люди о существовании этих номеров даже не подозревают – на видном месте их нет, СМИ их не печатали, и найти их, вероятно, можно только на сайтах в том же интернете. Когда мы попросили список этих номеров для публикации, предоставить их в облправительстве также затруднились.

Лидия Пехтерева