Дискуссия, связанная с возвращением исторического имени нашему городу, за последнее десятилетие не раз то загоралась, то снова затухала.

Сторонников возврата истинного названия вдохновляет пример других городов, например, города на Неве, а также непосредственного нашего соседа – Самары. А ведь Валериан Куйбышев был не самой одиозной фигурой сталинского режима.

Мы в Поволжье остались, пожалуй, единственными, кто пребывает в плену названия, навязанного городу новой властью 85 лет назад…

Мое поколение (пенсионеров со стажем), в большинстве своем затурканное проблемами «о хлебе насущном», видит в этой акции неизбежные расходы и без того небогатого городского бюджета. Среднее поколение, значительная доля которого связана с малым бизнесом, такая перемена пугает очевидной волной бюрократии, коррупции, неизбежных при переоформлении документации. Хотя при обсуждении этой темы те, с кем мне довелось общаться, в душе – «за Симбирск». Оперировать же мнением юного поколения, мировоззрение которого пока формируется школой, по меньшей мере, безответственно.

Мне не безразлично, как именно будет называться тот город, в котором будут жить мои внуки, решившие не покидать свою малую родину: то ли в Ульяновске, как ни крутите, «упертом» в одну личность, то ли в Симбирске, спаянном с историей Руси.

Для поднимаемой темы, по мнению оппонентов, – не самое подходящее время. А что, послеперестроечные дикие девяностые, когда царили анархия и «прихвати-зация», были благоприятными? Недаром в той первой волне дискуссий у мыслящих людей также возникали сомнения. Например, известный скульптор Р. Айрапетян предложил компромиссный вариант: объединить оба имени в едином наименовании «Симбирск-Ульяновск».

Про себя скажу: мое сегодняшнее однозначное мнение формировалось с годами,как под влиянием историков и краеведов С. Сытина, А. Блохинцева, Б. Аржанцева, М. Савич, Н. Никитиной, с которыми имел непосредственное общение, так и архивных исследований, – после того, как увлекся архитектурным краеведением города.

Прекрасный повод для возврата имени городу подает нам духовенство, настойчиво воскрешая к жизни храмы, определявшие до революции архитектурный облик губернского центра. И как-то нелогично это выглядит на родине неистового атеиста, на совести которого тысячи и тысячи жизней, загубленных без суда и следствия. А ведь даже Сталин был более лоялен к этому сословию общества.

Стимулом для возрождения града Симбирска -я в это верю – должно стать восстановление кафедрального Троицкого собора, самого величественного (по свидетельству современников) храма Поволжья.

Для выяснения объективной картины мнения горожан на данную тему было бы разумно провести серию передач по рейтинговому каналу «Волга» о Симбирске. В архиве этого канала имеется цикл передач начала 80-х годов «Беседы о родном крае (ведущие А. Блохинцев и М. Савич), а также фильм о городе журналиста Р. Вильдановой. Это освежило бы нашу память, а в молодом поколении вызвало интерес к славной истории нашего города.

В заключение можно было бы провести «круглый стол» с участием историков, краеведов, деятелей культуры и науки и просто неравнодушных граждан города.

В. Филимонов,

почетный архитектор России, житель города с 1961 года