Успешное развитие российской экономики сегодня невозможно без непосредственного участия государства. Нужен стержень, определяющий вектор развития – это убеждение главный инженер Ульяновского механического завода №2 Алексей Рябов вывел из собственного опыта работы. В откровенном разговоре с The Chief Алексей поделился формулой успеха: без конкретной, хорошо проработанной стратегии, волевого решения и понимания людей развития не будет.

Наше предприятие можно в какой-то мере назвать передовым для Ульяновской области. С самого начала нашей работы цель была единой: люди должны работать и получать достойную зарплату; продукция – соответствовать образцам мировых производителей и быть востребованной, завод – приносить прибыль. Мы поставили перед собой высокую планку, и ее достигли.

Основной движущей энергией на Ульяновском механическом заводе №2 была и является по сей день «ненормальность» топ-менеджмента. У руководства получается совместить несколько, на первый взгляд, несовместимых составляющих. Первое – это подход жесткого бизнесмена, который ориентируется на прибыль, на определенный сектор рынка, минимизацию издержек. Второе – социальный вектор развития предприятия и коллектива. Третье – это постоянный поиск новых ниш, разработка новой техники, что позволяет идти на шаг впереди конкурентов. Четвертое – уверенность в уникальных возможностях команды завода, позволяющая пройти путь от идеи до воплощения, за рекордно короткие сроки.

С приходом новой команды в 2002 году завод практически преобразился. Шаг за шагом из отстающего во всех смыслах завода, предприятие превращается в современный машиностроительный комплекс.

Ежегодное удвоение выпуска продукции в 2002-2008 годах выводят предприятие в лидеры отрасли. За 2008 год заводом произведено 990 автомобильных кранов. Вся прибыль от продаж была направлена на модернизацию и обновление парка оборудования и создание новых образцов техники, обучение персонала.

По планам в 2009 году производство должно было выпустить 1500 автомобильных кранов. Реальность оказалась другой и 2009 год стал очередным испытанием для коллектива. Кризис, отсутствие заказов, спад строительства, отсутствие действенных мер поддержки промышленных предприятий поставило под удар жизнедеятельность завода. И только благодаря ранее выбранной политике инновационного развития мы выжили. В 2010 год вышли на безубыточный уровень производства и сегодня заново налаживаем продажи.

Проблемы российских производителей схожи. Яркий пример: у нашего завода порядка 500 контрагентов. Проанализировав их работу, а также работу наших конкурентов и их смежников, мы поняли: развитию мешают до предела изношенные основные средства. На большинстве заводов оборудование устарело даже не амортизационно, а морально. Цивилизованный мир давно совершил технологическую революцию. Пропасть между нашими и зарубежными предприятиями огромна – 30-40 лет. Я говорю о таких «высоких» технологиях, как сварка трением, лазерный раскрой, наноматериалы.

Чем чревата технологическая отсталость? По сути, сегодня российские производители не могут выпускать конкурентоспособную продукцию. Судите сами: технологии не позволяют прокатать качественно лист металла. Из этого «посредственного» листа нельзя изготовить хорошую деталь или узел. И так далее.

Изначально, уже на самом первом этапе получается так, что производители не могут выпустить качественную продукцию. А благодаря тому, что в скором времени, как было заявлено, тарифы на энергоносители приблизятся к общемировым, сломается последняя соломинка, которая давала товарам российского производства определенную фору. Наша продукция станет дорогой и никому не нужной.

Государство предлагает свой выход – разработать, положим, «наноидею», затем взять кредит в банке, приобрести импортное оборудование (именно импортное) Все стратегические отрасли российского станкостроения, увы, уже почили. Но позволить себе подобный путь могут далеко не все предприятия. Отсюда вывод – массовое обновление основных средств предприятий без участия государства невозможно. Конкурировать с мировыми лидерами попросту бесполезно.

Кроме того, доходы россиян в разы меньше, чем у среднего европейца. А без этого не будет развития внутреннего рынка. Краткий всплеск роста доходов и потребления закончился. Потребление резко упало, стройки встали. Наш завод, кстати, напрямую связан со строительной индустрией. Увы: вынужден констатировать, что сегодня эта отрасль практически «свернулась». Вливать средства в экономику, инфраструктуру, жилье деньги никто не собирается. Внутренний рынок не развивается. Отечественный производитель не защищен от иностранной экспансии.

Да, наш завод выбрался из кризиса. Но сидеть и ждать, что будет дальше, мы не хотим.

Именно так я пришел к пониманию простой истины: нужно коренным образом менять систему, сознание самих людей. Я считаю, что Россия не должна превращаться в сырьевую составляющую развитых стран. Предприятия не должны умирать. Я не связываю этот процесс с кризисом. Кризис – это просто показатель отсталости нашей сырьевой экономики и ее зависимости от мировых цен на энергоностиели. По моему мнению, сегодняшние призывы к модернизации не подкреплены реальными делами. А потому воплотить их в жизнь достаточно сложно. Для реальной модернизации нужны качественные изменения, политическая воля, четкое понимание происходящего большинством людей.

В апреле этого года я принял решение вступить в Коммунистическую партию РФ. Сегодня я вхожу в состав областного комитета Компартии, являюсь председателем Совета общественного движения «Патриоты».

На мой взгляд, КПРФ предлагает системную альтернативу. Это – национализации сырьевой базы, создание отраслевых министерств, возврат в госсобственность стратегических запасов страны –того, что должно принадлежать людям по конституции. И самое главное, по моему мнению, это определение ведущей роли государства в экономике страны. Только с тщательно продуманной и оправданной стратегией развития можно говорить о модернизации и восстановлении автопрома, авиа- и станкостроения, реализовывать целевые программы по формированию основных фондов, средств производства, а не поддерживать только лишь банковскую систему США.

Возможно, для некоторых людей коммунисты – как красная тряпка для быка, прямая ассоциация с «кровавым Сталиным».

Для меня Компартия сегодня – это демократический путь развития страны, свобода мысли и убеждений, поддержка частной собственности, главенство принципов социальной справедливости.

На мой взгляд, выстроенная система олигархического капитализма сегодня не способна удержать страну от надвигающейся инфраструктурной катастрофы. Для выхода из тяжелейшего положения и развития России нужен гигантский госзаказ на строительство автомобильных и железных дорог, атомных станций, жилого сектора, коммунального хозяйства, то есть практически на все, чтобы дать возможность жить предприятиям и раскачать экономику страны. И самое интересное, что деньги для этого есть.

В качестве примера успешного развития я всегда привожу подъем китайской экономики. Основным регулятором экономики и заказчиком строительства инфраструктуры в этой стране является государство. Каждый год здесь сдается до 30 тысяч километров широкополосных автомагистралей. В России – в разы меньше. В работе задействовано огромное количество людей и техники. И это только дороги – а есть еще государственный заказ на жилье, объекты энергетики и так далее. В Китае не развит внутренний рынок, но есть возможность заработать на огромных государственных стройках. У китайцев можно было бы перенять ряд моментов. Например, отменить налоги на имущество и на землю. Или хотя бы устроить для производителей «каникулы», отсрочить выплаты. Такие преференции дали бы возможность российским предприятиям свободно вздохнуть.

Китайская модель экономики, на мой взгляд, на сегодняшний день наиболее оптимальная. Эта страна намеренно и активно осуществляет индустриализацию. Губернаторов в этой стране оценивают по количеству привлеченных иностранных инвестиций. Результаты просто феноменальные. Индустриальный рост, который сейчас наблюдается здесь, несравним даже с Советским Союзом.

Итог такого развития известен всем – идет активная экспансия китайских производителей на российском рынке. Наши китайские конкуренты выпускают сегодня все: от детских игрушек и товаров повседневного спроса до самолетов и космических спутников, используя новейшие технологии. Продаются они дешевле, либо по одинаковой с нами цене. Почему? В чем секрет? Рабочая сила на производстве в Китае, в принципе, уже давно не дешевая. Металл – по мировым ценам. Электроэнергия, опять же, дороже, чем в России. Оказывается все просто: правительство Китая сознательно освобождает от определенных налогов производителя для проведения демпинговой политики на нашем рынке. Наши же власти, к сожалению, изначально поставили российских производителей в неравные условия: к примеру, не введены существенные заградительные таможенные пошлины, которые могли бы уравнять условия конкуренции.

Чем это нам грозит? В экономике есть четко прописанный пример монополизации: путем демпинга уничтожают конкурента на внутреннем рынке, затем монополизируют рынок и дальше осуществляется монопольный рост цены в отсутствии конкуренции. По отношению к нашей стране, на мой взгляд, все гораздо серьезнее: “китайская ловушка” носит геополитический характер и в конечном итоге нацелена на ресурсы Дальнего Востока и Сибири.

Я определил для себя приоритеты. Наш путь – это путь инновационного развития, производство продукции, не уступающей мировым аналогам. Думаю, мы нашли свою нишу. Сейчас в Теренгульском районе строим еще один завод, который будет инновационным во всех смыслах. Новое предприятие ориентировано на выпуск наукоемкой продукции мирового уровня. На первоначальном этапе мы планируем выпускать энергосберегающие промышленные диодные светильники и ветряные станции. В ближайшие полгода год покажем первые серийные образцы. Еще более прогрессивные планы – реализовать проект по совмещению ветряков, солнечных батарей, диодных светильников и установок мелиорации. На этом живет весь цивилизованный мир. Почему бы не внедрить это и у нас?

Параллельно мы активно ездим по миру, изучаем, что появляется нового и интересного. Гибкие производственные возможности позволят делать нам что угодно. Интересный, компактный завод с энергосберегающими технологиями – это будущее.

Но построить завод для меня не главная цель. Руководить отдельно взятым успешным предприятием невозможно в стране, деградирующей во всех направлениях. Ориентиром должны стать не капитализация и обогащение отдельно взятых корпораций, а возможность развиваться любому бизнесу на условиях свободной конкуренции, защита стратегически важных промышленных кластеров, инновационный путь и социальная направленность бизнеса. И это нужно делать как можно скорее. Возможно завтра будет поздно.

Настало время перемен.

Журнал «The Chief»