Накипело!
Дежурная Галина Антончик
Вовремя и кстати губернатор Ульяновской области Сергей Морозов распорядился вернуть здание бывшего детского сада на Нижней Террасе в сеть дошкольных учреждений, вместо того чтобы открыть там ночлежку для бомжей.
Пусть будет сложный и дорогой ремонт, но в итоге дети получат так необходимые им места в образовательном дошкольном учреждении.
Ну а бомжи, граждане без определенного места жительства? С ними как? С местами жительства эта категория горожан сама определяется четко: посезонно – в теплотрассах, в дачных домиках или подъездах. Первое массовое явление этого социального слоя советскому народу пришлось как раз на начало перестроечного периода. Но в эти времена для юных бродяжек существовал детский приемник-распределитель, для взрослых, соответственно, – свой. Держали их там в течение месяца, кормили, поили, давали возможность поработать, занимались выяснением личности, оформляли необходимые документы.
Надо сказать, далеко не все бомжи имели желание возвращаться в нормальную жизнь. Кого-то на улицу выбросила настоящая беда – и нет сил подняться, кто-то отпустил себя, освободил от всех обязательств. Добавьте процент криминальных личностей – и получите полную картину российского бродяжничества, проблему, которую на протяжении всей истории российской власти пытались решить самыми различными способами.
В крутые времена Петра Первого было просто: два раза попал бродяжка в руки полиции – отправляли его по месту жительства. В третий раз попался – прямехонько на вечное поселение в Сибирь. Но времена менялись, и Россия заговорила о создании ночлежных домов для лишенных крова и хлеба людей.
В начале 1885 года и у нас в Симбирске открылся первый ночлежный дом. Из городской казны на его обзаведение было выделено 535 рублей, а на ежегодное содержание – 300 рублей. И, знаете, в страшный голод 1891 года ночлежный дом принял 57000 человек, оказавшихся на грани жизни и смерти.
А когда пришли времена более благополучные, симбирские благопристойные граждане поддержали приехавшего в город прославленного российского проповедника Иоанна Крондштатского с его идеей реорганизовать ночлежный дом в «Дом трудолюбия» с тем, чтоб бездомные бродяги и городская беднота могли там бесплатно учиться грамоте и необходимым ремеслам. Духовное лицо пожертвовало на эти цели 200 рублей, симбиряне за два дня собрали 5420 рублей. И получилось! Четырнадцати профессиям обучали здесь бездомных людей, а сделанные ими сапожки, плетеные корзины, лапти, столярные изделия и прочая продукция улетучивалась из специальной лавки моментально. Даже Казань позавидовала, приехали соседи посмотреть, как у нас тут.
Это история. Современность рисует другую картину: число бездомных, бродяг, попрошаек растет, места в этой жизни для них нет. Узнав, что город решил выделить старое здание под ночлежку, жители Заволжья встали стеной: «Нам их не надо!» В предложенном варианте – правда, не надо! Нездоровые и уже привыкшие жить на то, что у других плохо лежит, «соседи» никому не нужны.
Может быть, идея «Дома трудолюбия» более продуктивна, учитывая немалое количество в нашей области заброшенных сел и деревень?
Хотя первая ночлежка была открыта на улице Кирпичной (ныне ул. Мира), вторая – на улице Московской (ныне ул. Ленина), в аккурат напротив Богоявленской церкви, т.е. в самом центре города. Милосерднее и терпимее были предки наши?
Галина Антончик