Елена Тихонова
ЕТ: Евгений Васильевич, как вы оцениваете развитие спорта в Ульяновске?
ЕГ: Закон о спорте РФ предусматривает поддержку определенных видов спорта и интереса к ним внутри субъекта Федерации.
При этом размеры поддержки, приоритеты по каждому виду спорта по направленности – будь то массовый спорт или спорт высших достижений – должны определяется на местах. В Ульяновске давно существует практика финансирования традиционных хоккейных, футбольных команд «Волга». Наверное в этом есть определенный смысл, но ведь есть и такое понятие в экономике как «эффективность вложенных средств»… Конечно, деньги, может быть, вложены и правильно, но следует подумать и о том, какова реальная эффективность этих вложений, какова степень отдачи этих вложений для области – для развития массового спорта, например, или для развития спорта вообще, для повышения престижа региона, в конце концов.
Можно провести параллель с другими направлениями работы, я имею в виду спортивные школы, городские, областные. Если смотреть на вещи здраво, то легко увидеть, что они фактически и не находятся в системе спорта – их вывели из нее в систему образования. В Ульяновске сложилась парадоксальная и абсурдная ситуация – спортшколы, призванные развивать массовый спорт, то есть спортивные по своей сути организации, к спорту отношения не имеют, находясь в системе образования. При этом никто не учитывает существенное системное обстоятельство – у образования свои приоритеты, свои финансовые проблемы, это видно по тому, как проводится оптимизация школ, например. Соответственно ни о каком спорте – ни массовом, ни высоких достижений в рамках образовательных «спортивных» школ не может идти и речи – финансирование именно спортивной составляющей в этой системе оказалось на остаточном принципе. Пытаются свести все расходы, а как следствие и все достижения к минимуму, и как бы с меньшими затратами использовать то, что уже существует, было создано ранее, как-то все это поддерживать…
ЕТ: Вы видите выход?
ЕГ: Выход простой, так поступают во многих регионах, где в развитии спорта по настоящему заинтересованы. Если бы часть средств, выделяемые в бюджете на спорт запускали именно в систему развития спорта, не оставляя его в безденежной образовательной сфере – ситуация могла бы измениться. Да и здравый подход к проблеме многое мог бы решить…
Например, я работал в спортивной школе – у меня был проект. Разработал бизнес-план привлечения внебюджетных средств. Была возможность привлечь к занятиям дополнительно 2 000 занимающихся за счет этих средств. В итоге мне его не дали реализовать. Ничего принципиального там не было – обычные отговорки, лишь бы ничего не происходило… Сказали – уборщицу надо, а ей мы ставку не найдем… Ну, что-то в этом роде. И одновременно заставляли тренеров вести платные группы. Я планировал создать проект, в котором внебюджетные деньги не только укрепят материальную базу секции, но и позволят за счет платных занятий, вести бесплатные группы для ребятишек из многодетных, малообеспеченных и неполных семей. А перевод всего на платную основу – порочен в принципе. Но такое было отношение к спорту вообще (во времена Романенко). Далеко не буду ходить за примерами – из моих групп даже выгоняли детей, у которых родители погибли в Афганистане, Чечне – заставляли их платить деньги за занятия! Я даже эти приказы сохранил себе на память.
ЕТ: Ну время-то изменилось… А сейчас какая ситуация складывается?
ЕГ: Не многим лучше… Все больше говорят о массовом спорте, а значит и надо начать повышать его, делать что-то, чтобы он реально развивался. Есть же положительная практика по другим регионам, я ее вижу, она работает – надо перенимать опыт.
У нас с каждым годом происходит развал. Отрыв от реальности, от возможных достижений и перспектив. Массовый спорт по сути дела в сложившихся обстоятельствах не развивается, поскольку нет ни должного финансирования, ни должной поддержки. Все это только на словах.
ЕТ: Как-то все пессимистично… Есть футбол, хоккей, например…
ЕГ: Есть… Но профессионального спорта, как такого, в действительности у нас нет – не понятно в каких лигах играют эти команды, какая отдача от них, какая эффективность, прибыль. Можно было бы экономистам сесть и подумать, как более правильно использовать деньги, повысить массовость. А с этими средствами можно было бы повысить результативность массового спорта в разы! То есть представьте, если на футбол, на хоккей, предположим, уходят сто миллионов, которые тратятся нерезультативно, можно было бы некоторую часть этих денег пускать на другие спортивные цели. Например, на строительство спорткомплексов комплексов, спортивных центров. Пусть по одному в год! Таким образом, каждый год можно было бы в одном районе строить центр, модуль. Без всяких дополнительных бюджетных средств, только из имеющихся. И соответственно к ним потянутся люди, тренеры, дети, подростки, молодые люди – вот вам и массовость спорта. Но такой вариант перераспределения почему-то даже не просчитывается.
ЕТ: Да, судя по последним результатам отдачи, даже моральной, от спорта немного…
ЕГ: Ну так если нет отдачи – стройте спортивные школы. У нас нет ни одной спортивной школы в спорткомитете, ну так стройте их! Есть школы при системе образования. От правительства есть, конечно, какие-то спортивные школы, центры подготовки. Но сама система финансирования их такова, что результата существенного не дает. Для спорта нужно очень много делать – нужно привлекать тренеров, специалистов и зарплаты платить им нормальные, стипендии выделять перспективным спортсменам. Но этого ничего нет, вот и результат – есть ли сейчас вообще у нас члены олимпийской сборной? Хоть один? По-моему, ни одного не осталось.
ЕТ: То есть, порочна сама система?
ЕГ: Она неэффективна и неработоспособна. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (спортшколы) финансируется, конечно, по тем статьям, которые выделяют на них. Но логика здесь простая – а зачем им большое финансирование-то? Их статус понижен, приравнен к системе обшей культуры в школе – пению, танцам, рисованию. Ну и соответственно, что там получит тренер – практически ничего. А их статус повышать надо. Еще раз говорю, что нужны существенные изменения, если стремится к хорошему спортивному результату.
Вот, например, в стране есть министерство спорта, и в Ульяновске, значит, должно быть министерство спорта. Если спорт хотим развивать в городе, то значит должны быть и городские школы спорта, а не придатки департамента образования. На действительно развивать спорт, а не только писать об этом на бумаге и сотрясать воздух.
ЕТ: То есть вы предлагаете изменить систему?
ЕГ: Конечно! И в первую очередь рационально, здраво, по-хозяйски подойти к расходованию бюджетных средств, выделяемых на спорт. Экономистам надо все просчитать – что эффективно, что излишне, что окупается, а что пропадает впустую. Выделить приоритеты, а не тратить деньги по привычке. Ведь если все грамотно разложить, то этих денег будет достаточно на многое. Вот были бы четкие приоритеты – команда такой-то лиги будет столько-то денег получать и в таких-то рамках – все было бы понятно и прозрачно. Но такие рамки в законе не прописаны, прописан футбол и хоккей. А ведь есть в области виды спорта сильные, развитые и действительно результативные – с чемпионами мира, Европы – их, по сути дела, не поддерживают.
К сожалению, сейчас нет такого человека, который смог бы сделать качественный анализ состояния развития спорта за последние годы. Похоже, что это никому и не нужно.
А это говорит о том, что все развалилось, а чтобы все восстановить – многое надо начать с нуля. Надо закладывать мотивацию молодежи и тренерам, надо брать детей лет 5-6 и тренировать их на будущий результат. Конечно, в спорте высших достижений будет провал лет на 7-8, пока дети подрастут, научатся побеждать – но на то она и перспектива. Надо с чего-то начинать, если хотим добиться спортивного престижа и спортивных побед, которые были раньше… И здесь, если подойти здраво – много вариантов. Можно изменить подчиненность спортшкол, нацелить и на результативность и настоящий массовый спорт, вывести из остаточного принципа финансирования, можно дать возможность людям, которые много лет занимаются спортом и знают всю «кухню», самим привлекать внебюджетные средства, можно и административным ресурсом помочь, финансовым ресурсам – то тогда был бы и результат и массовость. Ведь в спорте главное – массовость и результат, а не какой-то отдельный вид или направление.