Александр Попов, редактор региональной информации «Эксперт Online»

Елена Рыцарева, обозреватель журнала «Эксперт»

Глава Пермского края и видный блогер Олег Чиркунов нашел в рунете много прикладных для политика вещей

Губернатора Пермского края Олега Чиркунова, без сомнения, можно назвать одним из самых интернетизированных высших российских чиновников. Он с 2008 года ведет блог в «Живом журнале» (ЖЖ), причем пишет туда всегда сам, у него есть аккаунт в «Фейсбуке» и дневник в WordPress. С гаджетами у Олега Анатольевича тоже все в порядке — на встречу с нами в московское кафе он пришел, держа в одной руке iPhone, в другой ноутбук, и тут же сообщил нам пароль для сети Wi-Fi в этом заведении. Как оказалось, к интернету он относится трезво и прагматично и, хотя сам находится там постоянно, не преувеличивает влияния всемирной паутины на умы избирателей.

— Вы начали регулярно вести блог в 2008 году. Зачем вы это сделали?

— Интернет для меня такая сфера, в которой я уже многие годы живу. В 2008 году я начал активно писать в ЖЖ, сначала видел эту штуковину лишь как личный дневник. Время идет, и всегда интересно заглянуть в прошл ое, понять, какие мысли были год или два назад. Но вести личный дневник в тетрадке сложно с точки зрения самоконтроля и самодисциплины, заставить себя каждый день что-то писать туда, у меня бы силы воли не хватило. И я понял, что формат ЖЖ может оказаться для меня интересным.

На начальном этапе я даже не определился, делать его открытым или просто делать записи для себя. Но потом понял, что это эффективный инструмент донесения своих мыслей. Во-первых, я продвигаю свою идеологию, философию, мировоззрение. Во-вторых, параллельно веду дневник. А сейчас я еще пытаюсь его в третьем формате использовать — для систематизации информации. Открыл блог на WordPress и складываю свои публичные выступления, чтобы потом просто на них ссылки давать. В принципе, там и «конспекты» есть, например Карл Маркс.

— А какая была первая реакция? Вас не смутило количество агрессии и, мягко скажем, неумных комментариев?

— Я помню, что Никита Белых (губернатор Кировской области, блогер со стажем. — «Эксперт») мне сказал тогда, что надо первое время перетерпеть. И когда пена уляжется, сам привыкнешь. Потом была реакция Марата Гельмана (известный блогер, политтехнолог и галерист. — «Эксперт»), который мне сказал: в ЖЖ ты идешь не для того, чтобы пообщаться с друзьями, а чтобы пообщаться с теми, кто тебя ненавидит. Полезный совет.

Что касается агрессии. Как человек видит мир, так он и реагирует. Считайте меня в этом отношении психотерапевтом: у людей есть возможность выплеснуть свой негатив. Вы не переделаете мир…

— Многие чиновники говорят, что у них нет времени на блоги. А как вы его находите?

— Я пишу в блог, как правило, после 22.00. Вернулся домой, включил компьютер, по дороге домой уже подумал, что ключевое за день случилось. Еще один вариант — я работаю над каким-то документом и хочу получить реакцию на тот или иной тезис. Кажется, у «Форда» был отдел, куда сажали двух самых тупых людей, давали им почитать документ, и если у них было одинаковое толкование, документ проходил. У меня ЖЖ порой именно такой инструмент. Написал и посмотрел, что поняли. И третий случай — если что-то произошло, важное для области, например интерес к нам на московской архитектурной биеннале, я тут же выставляю ссылку.

Мог бы я вместо ЖЖ заниматься чем-то другим? Мог бы. Но у меня собственный дневник стоит значительно выше застолья, охоты, рыбалки или гламурных тусовок, в которых я вообще не участвую.

— А вы представляете, кому вы все это говорите, пишете?

— Самому широкому читателю. Совсем не тем, кто там пишет комментарии, — это нерепрезентативная публика. В среднем 50 человек пишут, а 5 тысяч читают. Это разные люди. Я нацелен на тех, кто читает. Их в сто раз больше.

— И все-таки, почему блог? Чего вам не хватает в других средствах коммуникации? Вы же проводите пресс-конференции, выступаете на местном телевидении, на других общественных мероприятиях.

— Газета и блог — два разных формата. Что такое пресс-конференция? Полтора часа о чем-то говоришь, после чего берут твою фразу, сказанную в тот момент, когда ты отвлекался на частности, толкуют ее и публикуют. Статья — это продукт корреспондента, это его восприятие ваших мыслей и действий. В блоге я могу донести свое мнение, а не мнение того, кто меня толковал. Конечно, есть и интервью, и телевидение. Просто разные инструменты.

— Читали ваше интервью на saltt.ru. Вы там выглядите более глубоким человеком, чем в блоге. Специально упрощаетесь? Подстраиваетесь под аудиторию?

— Нет, это мой стиль в ЖЖ. Надо уметь говорить на разных языках. Ключевой вопрос — чтобы тебя понимали. Я могу написать и в формате научной статьи.

Но, конечно, например, я стараюсь не писать в пятницу о серьезных вещах. У людей хорошее настроение, а я им про аварию напишу… Зачем, в жизни и так не слишком много хороших вещей…

— Кроме ЖЖ у вас еще есть аккаунт на facebook. А это вам зачем?

— Я еще есть и в «Твиттере», но это не мой формат, мне нужны аналитические форматы.

В каждой сети есть что-то специфическое. В «Фейсбуке» я в основном общаюсь по одной теме — инновации и образование. И эти мои собеседники никогда не пойдут в ЖЖ, они меня читают в ЖЖ, но реагировать там не будут. В «Фейсбуке» у меня другой круг общения. ЖЖ — это народная площадка, это базар, улица. А «Фейсбук» — это вы уже зашли в ресторанчик, присели и с кем-то беседуете там в небольшой компании друзей.

— Что лично вам дал интернет?

— В первую очередь скорость общения. Либо вы отправили письмо по почте и ждете его много дней, либо вы связались с партнером в сети и получили ответ моментально. Ты можешь уплотнить свой день, включить туда больше событий. Интернет продлил нашу жизнь, мы можем получить больше информации, больше впечатлений, пройти больше итераций в каком-то направлении, которое важно.

Я сейчас многие вещи решаю со своими сотрудниками через сеть. Совещание проводишь — все долго обсуждают, что надо делать, иногда дурачка валяют. А как дашь поручение написать по пунктам и разослать всем по электронной почте — сразу появляется большее напряжение. А вот с точки зрения общения вне региона все гораздо хуже. Кроме Никиты Белых, ни с одним из коллег-губернаторов по электронной почте не переписываюсь!

— А с президентом?

— Нет. Я попросился к нему на «Фейсбуке» в друзья, но мне пришло сообщение: «Уважаемый пользователь, у данного пользователя лимит контактов превышен».

— В российской блогосфере подчас происходят интересные явления: блогеры объединяются против какой-то несправедливости, и им удается противостоять власти. Это показатель силы сети или слабости власти?

— Хочу напомнить, что у нас самые активные граждане по-прежнему пенсионеры. А они интернетом не пользуются. Так что с точки зрения воздействия на электорат интернет не играет существенной роли.

Слабость власти — это словосочетание мне не нравится. Сила власти — это всегда хорошо? Хочется нам получить сильную руку, но в то же время мы пищим и кричим, что мы свободные люди. К сожалению, власть иногда, чтобы не показать свою слабость, начинает делать глупости.

Рассмотрим конкретный пример. В блоге мне человек пишет: у меня в подвале течет труба, что по этому поводу думает губернатор? Я ему отвечаю: ничего я по этому поводу не думаю. Получаю ответ: поговорил с любимой, мы в шоке — губернатору без разницы, что у нас течет труба. Понимаете? Своим ответом я нарушил законы построения власти в России. Я должен был написать так: дал команду главе муниципалитета, трубу починим. Обратите внимание, муниципалитет мне не подчиняется по закону, да и он к трубе никакого отношения не имеет (мы ввели управляющие компании, гарантируем невмешательство в дела бизнеса, проверки только по санкции прокуратуры), но от меня ожидают ответа. Я ответил так, как ответил. Это слабость власти? В понимании этого обывателя с трубой — слабость. В моем — он должен понять, что сам несет ответственность за трубу и за ту компанию, которую он нанял. В этом сила власти.