Погодные аномалии нынешнего лета привели к тому, что увидеть в наших краях цветущий луг весьма непросто. Пейзаж стал беден, помимо жухлой зелени в нем все более проявляются ржаво-желтые тона. Сорняк и тот выглядит ущербно.

Однако отдельные его виды стойко переносят жару и даже наращивают свою экспансию. Одним из таких представителей является амброзия – карантинный сорняк, попавший в глубинные районы России в 1960-70 годы из Крыма. Если поначалу в Ульяновской области амброзия селилась на юге и в Новомалыклинском районе, то сейчас незваную гостью можно видеть уже возле Ульяновска. В высоту она может достигать метра и более, угнетая культурные посевы и сильно иссушая почву. Знакомый, приезжавший из Краснодарского края, рассказывал, что с амброзией в станицах ведут настоящую войну, практически безуспешную, но дающую временную передышку.

– Большая популяция амброзии замечена нами в пойме реки Черемшан, – рассказывает ульяновский ботаник Николай Раков. – Доводилось видеть ее и в новом городе, возле рынка, куда она заносится семенами вместе с семечками. И если раньше северной границей ее расселения была Самарская область, то сейчас амброзия появилась во многих районах Ульяновской области. Раньше была карантинная служба, которая отслеживала эти процессы, сейчас опасными сорными растениями никто не занимается. Когда мы возвращались недавно из экспедиции по Мелекесскому району, то в Димитровграде остановились возле колонки. Вижу – шикарный куст, почти декоративный. Говорю жителям из ближнего дома, что надо срубить, пока не дал семян. Они смотрят на меня, как на чудака, который бог знает что говорит. Между тем это сильный аллерген, в некоторых местностях люди даже уезжают на период цветения этих видов астровых. И вообще в этот сезон заметил, что, если на влажное тело попадает пыльца некоторых растений, появляется краснота, которая держится несколько дней.

Спросили мы у Николая Сергеевича про дуб, который этим летом обильно желудится. По мнению Ракова, дуб очень своеобразный вид, в иные благоприятные годы так не родит. «Видимо, в момент цветения были благоприятные условия, вот он и «выстрелил», – считает Николай Сергеевич. – То же и по рябине, и по елям, которые в это скудное лето оказались с плодами».

Александр Волгин