Инвестиционные проекты в регионе завязаны на «откатах». Это признал и директор департамента развития предпринимательства правительства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. По свидетельствам ульяновских бизнесменов средний размер «отката» 7 – 10%, соответственно, «коррупционная составляющая» закладывается в цену продуктов, товаров, услуг и недвижимости. Компании тратят десятую часть своих средств на взятки, а потребители вынуждены оплачивать коррупционные издержки.

По словам г-на Гайнетдинова проблема «откатов» актуальна для крупного бизнеса и «прорывных» инвестпроектов региона: «Что касается малого бизнеса, то там доля откатов ничтожна. «Откаты» бывают тогда, когда ты зависишь от чиновника или конкретного лица в коммерческой фирме. Если вы хотите стать поставщиком «САБМиллер» или «Марс» – вы должны дать денег тому человеку, который занимается закупками в этих компаниях, по сути это узаконенная форма «отката» в виде бонусов. Это крайне распространено, особенно в тех фирмах, которые заходят к нам из других регионов. Они ведут за собой своих поставщиков, те, в свою очередь, нанимают ульяновских субподрядчиков, что в конечном итоге увеличивает издержки бизнеса. Конечно, это экономически неоправданно, но если на «бонусах» от такой схемы «завязан» топ-менеджмент, то никакие аргументы не могут изменить ситуацию».

Председатель ульяновского реготделения объединения предпринимателей «Опора России» Анатолий Сага считает, что коррупционные схемы «душат» в первую очередь малый бизнес: «Если предприниматель нашел какой-то земельный участок в городе под торговый павильончик, должностные лица первым делом стараются отказать под любым предлогом, а потом через некоторое время эти участки уже застраиваются «приближенными» к власти бизнесменами. Пример, Центральный рынок, когда своим приближенным структурам горадминистрация раздавала земельные участки, сейчас наделали такого, что черт ногу сломает».

Гендиректор группы компаний «Дина» Николай Повтарев поясняет, что в Ульяновске по «откатной» схеме бизнес работает уже 15 лет: «Откат» в предпринимательских кругах еще называют «дисконтом», его 7 – 10% от суммы заказа, некоторых чиновников бизнесмены между собой тоже называют «дисконтом». Причем на сегодняшний день используются более изощренные схемы, это не просто взятка наличными, деньги идут на подставные фирмы по договорам с какими-то вымышленными либо навязанными услугами, формальности соблюдаются».

Крупный ульяновский бизнесмен Николай Доронин говорит, что в Ульяновске невозможно вести бизнес без «откатов» и взяток: «С любого госзаказа «откат» составляет порядка 10%. Приходят в регион сомнительные иногородние фирмы, без производственной базы, выигрывают господряды, а потом нанимают ульяновские компании уже за меньшие деньги. Как такое возможно, видимо у них есть в органах власти «административная крыша». С каждым годом ситуация с коррупцией в регионе все хуже и хуже. «Откаты» растут, цены для потребителей увеличиваются, а маржа уменьшается».

Сергей Красильников

Справка

«Откат» — вид взятки должностному лицу организации, коммерческой фирме либо органу госвласти, принимающему решение о расходовании денежных средств этой организации; уплачивается от суммы расходуемых средств.