У кого в детстве не было игрушки «неваляшка»? Кто не знает сказку про колобка? И кто не сопереживал Чебурашке, ведь к нему «на день рождения никто не приходил»? Оказывается, любимые с детства герои — наши земляки!

Помогла опечатка

Сергей Борисович Петров, доцент кафедры философии УлГУ, создатель проектов памятника «Ё» и дивана Обломова, уже много лет изучает особенности русской национальной игрушки и пытается возродить мастерство её изготовления на Симбирской земле.

То ли из-за мистической удачи искателя, то ли из-за удивительных стечений обстоятельств, но все важные открытия Сергея Борисовича совершались случайно, и, как говорит сам учёный, не раз ему выпадал один шанс на миллион.

— Однажды в списке первоклассников, зачисленных в одну из ульяновских гимназий, я обратил внимание на редкую фамилию -Чебурашкина, — вспоминает Сергей Петров. — Тогда я сразу подумал: не может быть, чтобы за столь короткое время — а лопоухому герою сказки Эдуарда Успенского без малого всего 40 лет — от названия сказочного героя образовалась фамилия. Затем я с удивлением обнаружил слово «Чебурашка» в словаре Владимира Даля! И глазам не поверил: так, 200 лёт назад называли игрушку типа «ваньки-встаньки» или «неваляшки» в Поволжье, в том числе — в Симбирской губернии.

Скоро выяснилось, что при составлении пресловутого списка первоклассников в фамилии просто-напросто совершили опечатку. Но не будь этой ошибки, Сергей Борисович, по его собственному признанию, и не обратил бы внимания на это слово.

Забытая игрушка

«Чебурахнуться» значило упасть с шумом, проще говоря — бухнуться, шлёпнуться и вновь подняться. Вот и прозвали детскую игрушку, которую как ни верти и ни бей — она всё равно принимает изначальное положение, Чебурашкой.

— Её впервые выстругали в Поволжье бурлаки, в том числе -симбирские, — утверждает Сергей Петров. — Волга-матушка кормила трудяг летом. А зимой, сидя без работы, бурлаки изготавливали для своих ребятишек забавные игрушки-неваляшки.

Клубок тайны вокруг Чебурашки начал потихоньку распутываться — как в сказке. Исследователь начал отыскивать пожилых жителей области и расспрашивать их об игрушках из их детства. Выяснилось, что многие ульяновцы, кому уже за 80 лет, помнят такие неваляшки!

— В 1930е годы даже исконно русская чебурашка признавалась новой властью «мистической заразой», «предрассудком», — рассказывает Сергей Петров. — Эти игрушки уничтожали или раздаривали иностранным послам, и сегодня все секреты их изготовления потеряны бесследно!

Возрождённое мастерство

Начать возрождение утерянного мастерства учёному снова помогла случайная встреча.

— Однажды, спускаясь по лестнице в библиотеке, я заметил работницу вахты за росписью фигурок, — вспоминает Сергей Борисович. — Если бы я просто проходил мимо, я бы и не заметил её труд: за стойкой вахты было бы не видно, что у женщины в руках. Оказалось, Светлана Моисеева — художница. Сейчас в воссоздании старинных игрушек мне помогает она и мастер Владимир Ланько — председатель Центра славянской культуры.

В доказательство Сергей Петров разложил на столе свои сокровища — так он называет свою коллекцию расписных игрушек. Если кратко — это просто чудо! Яркие, блестящие неваляшки, как тот самый сказочный колобок, так и просятся в руки — поиграться.

— Вот это и есть настоящая чебурашка, напоминает ваньку-встаньку, — показывает Сергей Борисович. — А вот колебядко — так я назвал игрушку, более известную как колобок, но я вернул ей исконное, согласно Далю, симбирское название. Его тоже крутишь-вертишь, а оно принимает исконное положение. Похоже на него живое яйцо — игрушка в форме удлинённого шара, изображающая лешего, домового или иного сказочного персонажа.

У каждой — свой характер, своё лицо и, что удивительно, с какой стороны ни смотришь на игрушку — она непременно следит за тобой взглядом — живым, человеческим. Вот он — лакированный вань-ка: залихватски поставил руки в боки в расписном кафтане, а рядом — его краснощёкая подруга-чебурашка. Колебядко задиристо улыбается, будто и впрямь на носу у хитрицы лисы очутился, ещё и дразнится! На игрушке художник рисует не только сам персонаж, но и его окружение: берёзовый тын, чугунок или валенки на сушке.

— Мы привозили эти игрушки в детские сады, — рассказывает Сергей Петров. — Ребята были в восторге: крутили, рассматривали неваляшки часами. Посмотрите, одна игрушка — а сколько на ней новых для ребёнка слов разучить можно, пока он каждую деталь рассмотрит. Сейчас я добиваюсь создания артели художниц, которые бы расписывали новые игрушки, но достучаться до сильных мира сего трудно, а дело не должно пропасть. У нашего края есть все основания воссоздать этот древний промысел — ведь здесь всё начиналось.

Екатерина ПОЗДНЯКОВА