На прошлой неделе вся страна отмечала день Военно-воздушных сил. С особым размахом этот праздник прошел в Ульяновске. Не удивительно, ведь наш город славится своими самолетами. Но, к сожалению, не все ульяновцы знают о том, что за городской чертой, недалеко от центрального аэропорта, располагается уникальный музей под открытым небом – головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Что-то вроде дома престарелых, но только для самолетов.
Данный авиационный комплекс считается чуть ли не самым лучшим в стране. На площади в 17 гектаров под открытым небом выставлено 32 экспоната, творения отечественных конструкторов второй половины прошлого века. Все они похожи на гигантских грустных птиц. Это раньше они взмывали в небо, развозили пассажиров, восхищали людей своими размерами, а теперь это просто экспонаты, чьи шасси навсегда погрязли в бетоне. Оттого они и грустные, что летать больше не могут. Но за крылом каждого хранится отдельная история, делающая свой летательный аппарат уникальным.
«Латышский стрелок»
Самолет АК-1 никогда не выставлялся на всеобщее обозрение. Деревянный каркас просто-напросто не смог бы долго простоять под открытым небом. И только теперь, при финансовой поддержке губернатора, для данного экспоната строится отдельный крытый ангар. От изначальной конструкции самолета уже мало что осталось, пожалуй, только двигатель, так что инженерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы в точности воссоздать его.
АК-1 поистине уникальный самолет, кроме всего прочего, он еще и самый старый в музее. История его началась в далеком 1922, а уже через два года машина впервые поднялась в небо. Свое название самолет получил благодаря его разработчикам -В.Л. Александрову и В.В. Калинину. Финансирование велось за счет средств, собранных красными латышскими стрелками, отсюда и прозвище «Латышский стрелок». Новенький самолет был направлен на маршрут Москва-Нижний Новгород-Казань, но его пассажирские перелеты продлились недолго. Авиалайнер быстро списали, однако на этом его история не закончилась. Летом 1925 года АК-1 вместе с другими пятью был включен в авиаэкспедицию. Из воспоминаний летчика М.М. Громова: «Предстоящему полету придавалось большое политическое значение. Мы должны были продемонстрировать многонациональному советскому народу и всему миру, что имеем теперь свою авиационную промышленность и технику, умеем на ней летать, и что настала пора показать ее за рубежом. Китай был избран как наш самый ближайший и перспективный друг». Перелет Москва-Пекин не обошелся без происшествий. Самолеты того времени были еще очень слабы для таких длительных полетов, так что летчику АК-1 А.И. Томашевскому пришлось не сладко. Его авиалайнер сбивался с пути, выходил из строя, но все же смог успешно приземлиться в Пекине. Эти 7000 километров стали последними для АК-1, к тому же машина считалась экспериментальной.
И теперь, по прошествии более 90 лет, этот уникальный летательный аппарат, наконец, вскоре можно будет увидеть в музее.
Киногерои
Кроме обычных пассажирских самолетов на выставке представлены самые настоящие актеры – машины, которым довелось участвовать в съемках известных фильмов.
К примеру, гордость музея ПО-2 – изначально У-2 (от «учебный»). Этот многоцелевой биплан, созданный в 1928, считается одним из самых массовых самолетов в мире. Выпуск этих машин продолжался больше 20 лет. Всего было выпущено 33 тысячи самолетов. Их активно использовали в годы Великой Отечественной войны, тогда же и появилось всем знакомое прозвище «кукурузник». Что касается актерской работы, то ПО-2 был использован в съемках таких фильмов как «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики».
Другой киношный герой – Ту 134. По преданию именно этот самолет снимал Эльдар Рязанов в своем фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Речь идет о сцене, в которой авиалайнер вместе с пассажирами был вынужден сделать экстренную посадку на проезжую часть. Споров о том, что эти кадры были сняты в Ульяновске, нет. Но слух о том, что выставленный в музее Ту-134 является тем самым самолетом, к сожалению, так и остается слухом. Хотя не исключена версия, что именно этот самолет служил местом для съемок внутри салона.
Единственный в своем роде
Еще один загадочный экспонат выставки – самолет ТУ-116. Всего самолетов с таким названием было два. Но до наших дней сохранился только один и выставлен он именно в Ульяновском музее. История этих двух авиалайнеров необычная. Самолеты были переоборудованы из бомбардировщиков ТУ-95 в дальние пассажирские. И предназначались они не для кого-нибудь, а для руководства СССР.
Во времена Хрущевской оттепели, когда устанавливались дружеские отношения с другими странами, срочно потребовались пассажирские авиалайнеры, предназначенные для межконтинентальных перелетов. Но такие нашлись не сразу. Время шло, а правительство не могло ждать. И тогда было принято довольно необычное решение -переоборудовать серийный стратегический бомбардировщик Ту-95 для «специальных перевозок на большие расстояния государственных деятелей с сопровождающей их охраной в условиях повышенного комфорта». Бомбардировщики переделывались второпях и должны были стать всего лишь запасным вариантом на случай непредвиденной задержки с производством первых турбовинтовых гражданских Ту-114. У военных самолетов ампутировали все «военное» и переделали свободное пространство в два комфортабельных салона на 24 места.
Но говорят, самолет не пришелся по душе самому Никите Сергеевичу. Все дело в трапе, который располагался в задней части фюзеляжа. Была и еще одна проблема: пространство, окружавшее салон, осталось негерметичным, так что попасть в кабину пилотов во время полета было невозможно. И тут уже вставал вопрос о безопасности первого лица в Советском Союзе.
Таким образом, громкая карьера двух ТУ-116 успела закончиться, едва начавшись. Позже самолеты передали «на гражданку». Один увезли на Украину, другой – на полигон под Семипалатинском. И именно второй ТУ-116 теперь выставлен у нас, в Ульяновске.
И все это лишь малая толика того, что можно теперь увидеть своими глазами. И ехать далеко никуда не надо, все под боком. Так что берите своих детей и езжайте скорее в этот уникальный музей. И, может быть, тогда грустным стальным птицам станет немного веселее.
В тему
Недавно на обсуждении вопросов комплексного благоустройства Ульяновска заместитель министра строительства области Татьяна Тарасова представила варианты концептуального развития музея истории гражданской авиации. В основе этих моделей – идеи, предложенные молодыми архитекторами нашего региона.
Кроме того, была озвучена концепция развития заволжского парка «Прибрежный», который планируется преобразовать в рамках проекта «Европарк». Проект предполагает возведение «Евродерев-ни», включающей гостиницу, культурно-выставочный центр, воссоздание архитектурного облика кварталов европейских государств, а также строительство водно-оздоровительного комплекса с мини-аквапарком, лодочной станцией и водноспортивным центром.
Помимо этого, в настоящий момент готовится предложение о реконструкции парка Дружбы народов, которая будет осуществляться в рамках проекта «Волжская Ривьера».
Ксения Заева