Какие метафоры предлагают осмыслить горожанам авторы проекта «Территория полета»
В собранную в зале на втором этаже аэропорта «Центральный» выставку современного искусства вошли работы шести художников. Сам зал с ними оформлен предельно просто – белые стены, висящие на них работы или мониторы для видео, а также синие, похожие на типично аэропортовые, надписи над работами.
Встречает поднимающихся в зал работа «Мертвая петля» Ивана Лунгина. На маленьком мониторе женская рука выводит над шитьем иголкой с ниткой петлю. Рядом на мониторе повернутый отпечаток птичьей лапки на снегу. Удивительно, как похож он на силуэт аэроплана или самолета.
Отпечаток вслед за женской рукой делает петлю как самолет в небе. Обычно мы называем самолет железной птицей, говорится в пояснениях, но художник идет от обратного – живую природу сравнивает с неживыми металлическими машинами. Чем грозит миру засилье неживой техники? Неужто этой самой мертвой петлей?
Соседствуют с «Мертвой петлей» более жизнерадостные работы Константина Батынкова «Мама, я летчика люблю». Женские портреты классической живописи, знакомые массовому зрителю, художник монтирует с чужим фоном и контурами самолета. Эти работы, попавшие в Ульяновск, были созданы в 1998 году, и за ними стоит общая ностальгия – как по ушедшим в прошлое классическим женским образам, так и по разваленной к тому времени советско-российской авиации. Впрочем, сейчас за ними встает еще и игровой элемент. Почему бы не попробовать угадать, какие именно из классических дам признаются в любви к летчикам.
Работы Сергея Шутова «Авиамузей» ближе всего к Ульяновску. Основа для них – снимки самолетов – делались в нашем Музее гражданской авиации. Но у художника железные птицы оказываются раскрашены в яркие цвета, да еще и помещены на кружащий мозги психоделический разноцветный фон. Музейные ценности снова отправляются в полет, пусть уже и фантазии.
В центре экспозиции – испытание для зрителей, не сталкивавшихся ранее с современным искусством. На мониторах – видеозапись работы Антона Литвина под названием «Вчера было 11 сентября». 12 сентября 2001 года после шока от теракта в Америке Антон Литвин вышел на Соборную площадь Кремля, раскинул руки и превратился из человека в арт-объект – стал символизировать самолет, упавший на башни в США.
Естественно, художник был предусмотрителен и нашел тех, кто его превращение в арт-объект записал на видеопленку. Заодно для искусства сохранилась реакция прохожих на стоящего среди площади самолеточеловека.
Следующие работы – коллажи Бориса Орлова из серии «Прибавочный элемент». Художник взял фото советских и фашистских самолетов времен Великой Отечественной и добавил к ним яркие геометрические элементы с полотен Казимира Малевича. Получилось небесное сражение военизированных тоталитарных режимов и свободного искусства. У художника в небе побеждает, конечно же, творец, а не железо.
Ну и последнюю часть экспозиции нужно постараться не перепутать с залом ожидания.
Именно так гласит надпись над отдельным помещением, отведенным для работы Максима Свищева. За занавесками в затемненном помещении – и вправду зал ожидания: скамейки и вид на окно перед взлетной полосой. Вид, правда, транслируется проектором. На нем перед сидящим в кресле зрителем появляется самолет, постепенно заполняющий весь экран. Аэрофоб, а страх полета в какой-то мере живет в каждом из нас, вжимается в кресло. Но арт-проект – еще и вид терапии для боящихся летать. Самолет в мире художника по воле человека может быть скручен, деформирован и так далее. Искусство побеждает страхи.
Лидия Пехтерева